Обновления

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Вознесения Господня

Главная > Актуально > Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Вознесения Господня

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в праздник Вознесения Господня

13 июня 2024 г., г.Смоленск,

Свято-Успенский кафедральный собор

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Дорогие братья и сестры, сегодня день Вознесения Господня. Это событие произошло на 40-й день после преславного Христова Воскресения. Воскресение Христово – это центральное, главное событие всего того, что совершил Господь ради человеческого рода. Это праздников праздник и торжество из торжеств, как об этом говорят Святые отцы. Но не менее значимым является и событие Вознесения Господня, которое нам указывает на очень важную духовную составляющую жизни каждого из нас.

Желая спасения человеческому роду, Господь воплотился, восприняв в Себя всю человеческую природу, кроме греха. И в Своей Божественной Личности Он соединил две природы: Божественную и человеческую. Соединил таким образом, что в Нём в Личность эти две природы соединены неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно, как учит нас об этом IV Вселенский собор. Но этого недостаточно было в деле искупления человеческого рода от греха. Господь Своим Воплощением положил прочное основание будущему спасению человечества. Господь спасает человечество Собою и в Себе. Это не просто наставление Законоучителя, как это бывает в других религиях, это не просто добрые слова о человеке и указание пути ко спасению: Господь явил Собою не только Пастыря, но и саму Жертву. Он принёс Себя в жертву за жизнь и судьбу каждого человека, который должен жить и живёт или жил когда-то на этой земле. И в этом уникальность Его подвига – Бога, любящего Своё творение.

Но наряду с тем, что Господь воплотился и с тем, что Он дал нам указание пути к нашему спасению, Господь преобразился на Фаворской горе. Тем самым, Он засвидетельствовал о том, что к этому Преображению призваны и мы. Ведь Его Богочеловеческая природа неразрывна от Личности Бога. И преобразилось не только Его Божество нетварным, нетленным Божественным светом, но и тело Его блистало, как об говорят нам свидетели этого события – евангелисты, сравнивая с разными самыми светлыми материальными вещами в этом мире. Но ничто материальное не способно сравниться с этим Божественным блистанием нетварного света, потому что человеческая природа и не способна во всей полноте запечатлеть в себе силу этого блистания.

Человечество, являясь тварным, способно лишь воспринимать столько, сколько Господь направляет ему для восприятия Своей Божественной энергии. Так что, не только Он направляет эту Божественную энергию, но и, как Он нам говорит, и мы можем быть в разной степени способными принять эту Божественную благодать. И тот, кто чист сердцем, тот, кто пламенеет любовью к Богу и ближним, в большей степени воспринимает эту Божественную благодать.

Помимо этого важного для нашей личной судьбы и нашего спасения  события Преображения Господня, на 40-й день после Своего Воскресения Господь возносит Свою Богочеловеческую природу к Своему Божественному Отцу, тем самым завершая исполнение того послушания Отцу, которое Он совершил ради человеческого рода. Будучи равным Отцу во всем, Он, наряду с этим, даёт нам пример послушания – послушания Богу Отцу, как Началу – Началу бытия, и указывает нам на то, как мы должны относиться друг к другу, проявляя послушание, проявляя деятельную любовь. Господь наш Иисус Христос говорит: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 11) «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим» (Ин. 14,21).

Господь, являясь участником Творения мира и свидетелем всего того, что Бог Святая Троица, совершал в отношении мира, наряду с этим являет нам пример глубочайшего смирения и послушания Богу. И завершающим актом этого действия послушания Отцу стало Вознесение Его. Мы с удивлением читаем и в Евангелии от Марка, и в Евангелии от Луки, и в первой главе Деяний апостольских, что ученики радуются тому, что Господь отдаляется от них. Они радуются не потому, что они теперь освобождены от обязанностей и не потому, что теперь они могут вернуться к той обычной жизни, которую они вели до встречи со Христом, а потому что это Вознесение дает им нечто большее, чем даже присутствие Господне вместе с ними. Поскольку Господь говорит им накануне страданий Своих: «Я к Отцу Моему иду» (Ин., 14, 12). «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14, 16-17). «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14,26). И перед самым Вознесением, как сегодня мы слышали в завершающих строках Евангелия от Луки (Лк. 24, 36–53) Он их предупреждает, чтобы они не отлучались от Иерусалима, а ждали Пришествия Бога через особое действие. И они смиренно и послушно находились в Сионской горнице все эти дни после Вознесения Господня, ожидая дня Пятидесятницы.

Но сейчас, в 40-й день, Господь, благословляя и укрепляя их, давая им ум разуметь Писание, возносится. И Небо захватывает Его так, что они уже не способны видеть Его телесными очами, но с радостью возвращаются. Возвращаются, потому что видят, что Господь соединяет земное с Небесным, что это не просто формальное удаление Бога от них, это удаление от них Богочеловека, Который возносит Собою и в Себе человеческую природу, которая неотделима теперь навеки вечные от жизни Святой Троицы. Так что их часть, их человеческая природа теперь находится там, у Бога, в самой сердцевине Божества, как об этом говорит митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди. Так что большей награды, чем соучастие в Божественной жизни человека эти святые апостолы и не видели, но они понимали, просвещённые Духом Святым, что теперь и у них, и у всего человечества есть соучастие в Боге. Это соучастие онтологическое, сущностное, существенное, поскольку оно связано с тем, что человечество, которое создал Бог много тысячелетий назад Своим Творческим актом, описанным в Книге Бытия, по Божественному Промыслу, вовлечено в Божественную жизнь. Господь всегда желал того, чтобы первый сотворённый Им человек Адам был в самой сущностной жизни Бога, чтобы человек был не просто не просто творением Божиим, которое самостоятельно, свободно совершает путь своей жизни, но был самим человеческим естеством вовлечён в эту Божественную жизнь, как вечный акт жизни. Нашему с вами тварному уму нет возможности понять, что такое жизнь вечная, хотя каждый из нас призван к этой жизни вечной.

И вечность мы можем себе представить как тот начальный акт, от которого время отсчитывает бесконечность. Но в отношении Бога мы не способны помыслить ничего того, что касается вечности, потому что человеческая вечность не совпадает с вечностью Божественной, а вечность Божественная не имеет начала. Можем ли мы помыслить о том, что не имеет начала? Не способны. Но в эту безначальность и в эту бесконечность Вознесением Господним включена жизнь человечества в Самом Христе. И ученики радуются этому, поскольку они понимают, что человечеству предуготовано вечное гражданство в Царствии Небесном. Господь Собою учредил это гражданство человека на Небе.

Каждый из нас, дорогие братья и сестры, призван к тому, чтобы стать наследником Царствия Небесного. Для каждого из нас Господь Своей искупительной жертвой, Своим Воскресением, Своим попранием смерти и водворением диавола в тьму кромешную, освободил нас и указал путь нашего Спасения через преображение нашей природы. Это преображение предполагает следующие действия с нашей стороны: способность и волю нашу к тому, чтобы Господь Своей благодатью очистил наше сердце, очистил не только нашу душу, но и наше тело. Ведь и тело, по замыслу Божию, предопределено к вечному спасению. И тело наше имеет участь вечную. Поэтому именно Богом установленной Церковью такое важное отношение проявляется по отношению к тому, что мы с вами телесны.

С одной стороны, до пришествия Христова телесность воспринималась как способность человека получать удовольствие. С другой стороны, была иная крайность: до пришествия Христова человечество своей философией воспринимало эту плоть как темницу для души. И многие философы впадали в эти крайности. И ничего другого, третьего, человечество не способно было ничего сообразить в отношении назначения человеческой природы, особенно её телесной составляющей. Господь Своим Божественным подвигом, Своим Богочеловечеством указывает третий, совершенный путь, который возводит эту человеческую природу на Небо. Туда, где в отношении неё – вечные Божественные замыслы. И это является тем завершающим Творческим актом по отношению к миру, который Бог вынашивал с самого начала. Этим заключением Божественной пьесы должно стать наше с вами возвращение к Богу в той преображённой Богом телесности, которую всякий праведник, всякий любящий Бога, после Второго Пришествия Христова Своим страшным нелицеприятным судом, обретёт вновь, и которая будет уже приспособлена к вечной жизни.

Для одних, по слову Божию, она будет приспособлена к вечным мукам, а для других, кто себя приуготовлял в этой временной жизни и молитвами Святой Церкви – к жизни вечной. Поэтому для нас с вами телесность является одним из самых серьёзных заданий в нашей жизни, поскольку эта телесность есть для нас с вами не темница нашей души, эта телесность не повод к тем наслаждениям, которым нас пытается приучить окружающий мир. Наша с вами телесность – это способ нашего прославления Господа. Как Господь и призывает нас устами святых учеников, говорящих: «Прославляйте Бога в душах ваших и в телесах ваших» (см. 1 Кор, 6, 20).

Поэтому, дорогие братья и сестры, слово Божие о целомудрии – это не нравоучение, а призыв Божий к тому, чтобы мы в целостности сохраняли нашу с вами человеческую природу, склонную ко греху, это Божий призыв нас в Царствие Небесное. Поскольку, если мы не соберём осколки нашей души и нашего тела, разбросанные грехом, мы не будем способны без этой целостности войти в Царство Небесное. Нам не хватит ни времени, ни сил собирать эти осколки, которые валяются вокруг нашей Богом созданной личности. Только Господь способен укрепить нашу, не только духовную жизнь, но и жизнь целого человека. А для этого нам необходимо потрудиться ради Бога. Для этого нам необходимо открыть двери нашего сердца, чтобы Господь Своею благодатью сначала очистил внутреннее пространство нашей души, и чтобы в это очищенное пространство Он смог бы войти, как Отец, как Творец и мог бы сотворить из нашей с вами природы то, что Он как великий Художник и желает сотворить над нами. Все то Божественное художество, которое Он совершал над святыми угодниками Божиими, прежде всего над апостолами, над равноапостольными мужами и жёнами, над святыми царями, над святыми мучениками и преподобными, Христа ради юродивыми, над всеми теми людьми, которые в подлинном смысле этого слова явили собой красоту Божиего мира. Когда обыватели спрашивают нас: «Вы все время говорите о красоте Божиего мира, а что это такое? Ведь везде безобразие. Ну хорошо, красота природы – это всё, что вы хотите сказать о красоте Божиего мира?». И христианин отвечает: «Нет, есть большая красота, чем красота природы. Это красота человеческой души, обоготворённой благодатью Святого Духа». Нет ничего, дорогие братья и сестры, красивее на этой тварной земле, чем та Богом просвещённая душа и то освящённое Богом тело, которые бывают у человека, стремящегося к Богу.

Поэтому, дорогие братья и сестры, и для нас с вами Вознесение Господне является радостным событием, потому что не только для апостолов, а для каждого из нас, стоящих в храме и находящихся вне пределов этого храма, Господь вознёсся на Небо. Вознёсся для того, чтобы и нам с вами через Святую Церковь указать на путь нашего личного спасения, который непременным образом связан с необходимостью преображения нашей души и нашего тела. Господь указывает наш путь в том, что подлинный дом находится не там, где мы живём, а ведь в течение жизни мы, бывает, несколько раз меняем место нашей жизни. Сначала считаем родительский дом своим домом, потом создаём семьи, начинаем считать то место своим домом, а потом бывают иные дома, и, к сожалению, у некоторых взрослых людей таким домом становится дом престарелых, когда дети сдают своих родителей, как ненужное существо. Поэтому, дорогие братья и сестры, Господь Вознесением Своим показывает, что настоящий наш дом не в гробу, не в тех местах, в которых мы жили в короткой земной жизни. Наш подлинный дом – Царствие Небесное. Поэтому все наши мысли, все наши чувства, чаяния, заботы должны быть о том, как бы нам попасть в наш родной дом. Туда, откуда мы призваны Божиим творческим актом, туда, откуда Господь дал особенность, уникальность нашей личности, которая вечна, и которая бывает счастлива только с Личностью Бога рядом.

Братья и сестры! Потрудимся, помолимся, поисповедуемся и попричащаемся ради того, чтобы Господь Своею благодатью сделал нас достойными Царствия Небесного.

Аминь.

Главная > Актуально > Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Вознесения Господня