Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Фотогалерея
17 апреля 2020 года – Великий Пяток, Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Богослужения самого скорбного дня года начинается накануне вечером утреней с чтением двенадцати Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Утром воспоминание страстей Господних продолжают часы Великой Пятницы и изобразительны. Днем в 14.00 – время крестной смерти Спасителя – совершается вечерня с чином выноса плащаницы Господа нашего Иисуса Христа, и заканчивает день богослужение литургически уже Великой субботы – утреня с чином погребения святой плащаницы.
Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Его Высокопреосвященство совершил чтение царских часов, а затем возглавил вечерню с чином выноса святой плащаницы Господа Иисуса Христа.
Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель кафедрального храма, секретарь Управления Смоленской епархии иерей Владислав Баган, председатель епархиального Церковного суда протоиерей Михаил Горовой, ключарь кафедрального храма протоиерей Григорий Трубин, заведующий кафедрой богословия и церковно-исторических дисциплин Смоленской православной духовной семинарии иеромонах Рафаил (Ивочкин), помощник Управляющего Смоленской епархией иерей Лев Гарин, клирики собора.
Песнопения богослужения исполнили певчие Архиерейского хора епархии, регент – Елена Фролова.
Согласно чинопоследованию в конце вечерни, при пении тропаря “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое”, из алтаря на середину храма износится Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Проповедь после изнесения плащаницы произнес клирик Свято-Успенского собора протоиерей Александр Мельничук:
““Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи.” Такими словами мы прославляем и воспоминаем не только умершего на Кресте Господа нашего Иисуса Христа, но и благообразного праведника Иосифа, который был тайным учеником Иисуса Христа и испросил у Пилата тело Иисуса Христа. Сняв тело, он положил на камень, помазал благоуханными маслами, приготовил к погребению, обвил платом, плащаницей, и положил в своем новом гробе, пещере, которую приготовлял для себя, Иисуса Христа, запечатал и заложил у входа большим камнем.
Возникает вопрос: почему Христос пострадал на Кресте? Еще пророк Исаия сказал: “Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на нам: язвою его мы исцелехом” (Ис. 53:5). Он пострадал за наши беззакония. Беззакония всего мира живших до Него, Его распятия и Воскресения, и после. Господь избрал именно искупительную жертву через страдания, потому что человек и человечество только может исправиться через боль, через страдания, через болезни и скорби.
Но есть разного рода страдания. Есть спасительные страдания, а есть губительные. На Голгофе три креста: посередине – Христос, Который страдает за весь мир, за все человечество, чтобы искупить от греха, проклятия и смерти; и с Ним – два разбойника слева и справа, которые совершали страшные преступления против людей. Страдавший с правой стороны – покаялся. А с левой стороны наоборот хулил и говорил: если Ты – Христос, сойди с креста и нас возьми с собой. А с правой стороны разбойник, страдая, начал увещевать его: мы-то по правде страдаем, а Он – безвинный. И повернув голову ко Христу сказал: “Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем”.
Человек сам в одиночестве рождается и сам в одиночестве умирает. Но после воскресения Христа каждый человек через страдания, через болезни может умирать не в одиночестве, а со-распинаться и умирать вместе со Христом. И это страдание спасительное.
Каждый из нас, подходя к плащанице – плату, где изображен положенный во гроб Господь наш Иисус Христос, пускай от души произнесет: Господи, прости меня за все мои грехи и “помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем”. Аминь”.
Митрополит Исидор с духовенством совершили малое повечерие с чтением канона “О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы”.
Молящиеся преклонили колени у святой плащаницы.