В Смоленск будут принесены мощи святых мучеников Киприана и Иустины
Епископ Смоленский и Вяземский Исидор в навечерие праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии возглавил Всенощное бдение в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска.
По окончании богослужения архипастырь обратил внимание верующих, что праздничный день 21 сентября в Смоленской епархии будет ознаменован еще одним важным событием – в кафедральный храм Смоленска будут принесены мощи святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины. После торжественной Божественной литургии будет совершен молебен святым Киприану и Иустине, и молящиеся смогут поклониться святыне.
Его Преосвященство напомнил всем житие святых священномученика Киприана и мученицы Иустины. Из примера их жизни мы получаем назидание к тому, какой силой обладает крестное знамение и имя Божие в устах верующих:
“…жизнь Киприана до того как он стал христианином была ужасом, и невозможно христианину спокойно читать те подробности, которые сам Киприан рассказывает о своей жизни. Это в прямом смысле бесовщина и пособие по демонологии.
Но Господь печется о всяком человеке, даже самом злом. Поэтому когда мученица Иустина, ограждая себя Крестом, побеждала всех, даже самых сильных бесов, и даже самого дьявола, Киприан, который беседовал с дьяволом и получал от него помощь, был удивлен тем, что всего лишь сила крестного знамения способна обезоружить дьявола. И Киприан сказал дьяволу: как же ты, лукавый, если ты боишься всего лишь крестного знамения, то что будет, если тебе явится сам Христос?
Житие Киприана и Иустины – прямое свидетельство тому, что силою Честного и Животворящего Креста мы способны побеждать самых сильных врагов человеческого рода. Это жизнеутверждающее житие свидетельствует о том, что Господь помогает каждому из нас, если мы сердечно с молитвой, с верой в Него призываем Его святое имя и ограждаем себя животворящим крестом”.
Священномученик Киприан и святая мученица Иустина
Святой Киприан был язычник, родом из Антиохии. Еще в раннем детстве отдан был нечестивыми родителями в служение языческим богам. С семи лет до тридцати Киприан обучался в крупнейших центрах язычества – на горе Олимп, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне и в других языческих капищах. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, он обрел великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним и получил от него полк бесов в услужение. Киприан овладел ремеслом превращения в зверей и птиц, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, устраивать морские штормы, причинять вред садам, виноградникам и полям, насылать болезни на людей. Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец.
В том же городе жила христианка – девица Иустина. Обратившись ко Христу от языческого заблуждения и приведя к истинной вере отца и мать, она посвятила себя Небесному Жениху и проводила время в посте и молитве, сохраняя девство. Некий юноша Аглаид воспылал к ней страстью, долго добивался ее, обольщая хвалебными речами и обещаниями, но Иустина была непоколебима. Аглаид не отступал, он предложил Иустине стать его супругой, а когда она ответила отказом, пытался силой захватить ее. Иустине удалось спастись от его посягательств, но Аглаид не оставил мысли добиться красивой девушки. Он обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства склонить Иустину к замужеству.
Но как ни старался Киприан, ничего не мог сделать, потому что святая мученица молитвой и постом сокрушала все козни диавола. Заклинаниями насылал Киприан на святую деву бесов, разжигавших в ней плотскую страсть, но она изгоняла их силой Крестного знамения и горячей молитвой ко Господу. Даже один из бесовских князей и сам Киприан, волшебством принимавшие различные обличья, не могли искусить святой Иустины. Чары исчезали, и бесы разбегались от одного вида и даже имени святой девы.
Разгневанный Киприан наслал мор и язвы на семью Иустины и весь город. Прошел слух, что великий жрец Киприан казнит город за сопротивление ему Иустины. Тогда почетнейшие граждане пришли к Иустине и с гневом уговаривали её, чтобы она не сердила Киприана и выходила замуж за Аглаида, во избежание еще больших бедствий для всего города. Она же всех успокаивала, говоря, что скоро все бедствия, причиняемые Киприаном, прекратятся. Так и случилось. Когда святая Иустина помолилась усердно Богу, тотчас все бесовские козни прекратились, все выздоровели от болезней.
Когда это произошло, люди стали славить Христа, а над Киприаном и его волшебной хитростью издеваться. Киприан увидел, каким бессильным становится его колдовство и ничтожными бесы, которым он служил, столкнувшись с силой Божией. “Если ты боишься даже тени Креста и трепещешь Имени Христова, – сказал Киприан сатане, – то что ты будешь делать, когда сам Христос придет на тебя?” Диавол тут же набросился на отвергшегося его жреца и стал бить и душить его. Святой Киприан впервые испытал на себе силу Крестного знамения и имени Христова, оградившись ими от нападении вражия. С глубоким покаянием пришел он к местному епископу Анфиму и отдал на сожжение все свои книги. А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения.
Подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу веры во Христа, искупившей всё его более чем тридцатилетнее служение сатане: через семь дней после Крещения он был поставлен во чтеца, на двадцатый день – в иподиакона, на тридцатый – в диакона, а через год рукоположен во пресвитера. В скором времени святой Киприан был возведен в сан епископа. Священномученик обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Девицу Иустину он поставил диаконисой, а затем ей поручил девичий монастырь, сделав ее игуменией.
Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после лютых мучений усечены мечом (304 год). Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами.