Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский
26 августа по новому стилю (13 августа по старому) мы празднуем день памяти святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского.
Святой родился в 1724 году около Новгорода в семье дьячка Савелия Кириллова и при крещении получил имя Тимофей. После смерти отца семья жила в такой нужде, что мать сначала хотела отдать сына на воспитание соседу-ямщику. В тринадцать лет мальчик поступил в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году был принят на казенное содержание в Новгородскую семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон и получил должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. А 13 мая 1761 года Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги.
В 1763 году святителя перевели на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет святитель Тихон управлял этой епархией, назидал окружающих своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями. В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай – празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и выработал для нее учебные программы.
В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, а через два года – в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись здесь, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. Он строго хранил уставы Церкви, почти ежедневно посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы.
Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: “Богу так угодно, что служители смеются надо мною – я и достоин того за грехи мои”. Часто говорил он в подобных случаях: “Прощение лучше мщения”. Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами “не высокоумь” – и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.
Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз его видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: “Скажи ми, Господи, кончину мою”. И тихий голос на утренней заре сказал: “В день недельный”. В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: “Через три года можешь войти, но теперь потрудись”. После этого святитель заключился в келии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане.
Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на пятьдесят девятом году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье – 13 августа 1861 года.
После себя воронежский святитель оставил множество духовных книг, таких, как “Сокровище духовное, от мира собираемое”, “Об истинном христианстве”, “Наставление монашествующим”, “Наставление христианское”, “Плоть и дух” и другие, а также многочисленные проповеди и письма к пастве.