Преподобный Амвросий Оптинский
23 октября по новому стилю (10 октября по старому) 1891 года мирно отошел ко Господу великий русский подвижник и старец – преподобный Амвросий Оптинский. Тысячи людей были обращены им ко Христу и неисчислимое множество чудес совершилось по молитвам этого святого.
Будущий святой, в миру – Александр Михайлович Гренков, родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Родители мальчика, пономарь Михаил Федорович и Марфа Николаевна, имея восемь детей, из которых Александр был шестым, всех их воспитали в строгой церковной среде. Когда Саше исполнилось 12 лет, он поступил в Тамбовское Духовное училище, где снискал любовь и уважение как одноклассников, так и учителей, будучи жизнерадостным и смышленым юношей. А в последнем классе Александру пришлось перенести тяжелую болезнь, во время которой он дал обет: если выздоровеет, то станет монахом. Болезнь вскоре отступила, и в 1839 году юноша тайком ушел из дому, боясь, как бы уговоры родственников не поколебали его решимости.
По совету тамбовского старца Иллариона Александр отправился в Оптину Пустынь, находившуюся в то время в самом расцвете духовной жизни. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродиакона и, позднее, во иеромонаха. Но сразу после рукоположения святой опять заболел, и на этот раз болезнь была так тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала его здоровье, но отец Амвросий не унывал и постоянно говорил: “Монаху полезно болеть, и в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться”. Духовным наставником Амвросия до самой своей смерти был старец Макарий, сделавший из молодого монаха настоящего подвижника. Но здоровье старца ухудшалось все больше и больше, он уже практически не мог ходить и даже причащаться ему приходилось в своей келье. Толпы людей ежедневно приходили к старцу, сотни писем ждали его каждый день, но никого святой не оставил без утешения. Старец Амвросий, получив от Бога дар прозорливости и чудотворения, в полной мере отдался служению ближним, утешая скорбящих, утверждая в вере сомневающихся и всех направляя на путь спасения, являясь живым подтверждением слов “сила Божия в немощи совершается”.
Некий мастеровой, получив в Оптиной Пустыни крупную сумму денег за сделанный им церковный иконостас, зашел перед обратной дорогой к старцу за советом, а тот пригласил его на вечернее чаепитие. Тот мастер торопился домой, где его ждал другой крупный заказ, но ослушаться старца не посмел и остался. Преподобный принял его ласково и предложил переночевать, и это продолжалось трое суток. Мастер сначала даже не гневался на старца за срыв заказа, почти разочаровавшись в его прозорливости. Но на последний день поехал домой радостный и успокоенный, размышляя над прощальными словами старца: “не забудь Бога поблагодарить”. А через несколько лет тяжело заболел его старший мастеровой, позвал перед смертью мастера к себе и покаялся в том, что хотел с товарищами убить его, позарившись на полученные за иконостас деньги. “Три ночи подряд тебя на дороге под мостом караулили. Не быть бы тебе в ту ночь живым, да Господь за чьи-то молитвы, отвел тебя от смерти без покаяния…” После этих слов и понял мастер, за что ему надо “Бога благодарить”. Много других чудес совершил старец Амвросий. Исцелял людей он тайно, прикрывая это обычными житейскими жестами, например ударами, так что многие знающие старца люди просили ударить их по больному месту.
По благословению старца недалеко от Оптиной Пустыни была устроена женская Шамординская обитель. Именно там и пришлось преподобному встретить свою блаженную кончину. 10 октября 1891 года (по старому стилю) в половине двенадцатого, после тяжких предсмертных страданий, старец вздохнул три раза, с трудом перекрестился и отошел ко Господу.
Мудрость и прозорливость старца Амвросия были столь велики, что к нему приезжали не только простолюдины, но и такие известные люди, как Д. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой и другие.
После себя старец оставил множество мудрых изречений, например:
“Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – моё почтение”
“На слово не верь всякому вздору без разбору – что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать”.
“Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем”.