Преподобный Трифон, Вятский чудотворец
21 октября по новому стилю (8 октября по старому) Церковь празднует память преподобного Трифона, Вятского чудотворца.
Будущий наставник монашества родился около 1546 года в “северной стране, нарицаемой Мезени”, ныне Мезенском районе Архангельской области. Когда-то здесь, на берегу реки Немнюги, всего в 60 верстах от Белого моря находилась деревня Конешельская, которую принято считать родиной преподобного. Родители преподобного, Дмитрий и Пелагея Подвизаевы, были крестьянами и сына назвали Трофимом. В скором времени отец скончался, и отрок вместе со старшими братьями остался на попечении матери. Житие не сообщает о том, как родилось и окрепло в душе будущего подвижника искание монашества. Но уже вскоре юноше пришлось сделать выбор, определивший его жизненный путь.
Едва Трофиму исполнилось 17 лет, старшие братья решили женить его. Это заставило святого сделать выбор: или завести семью и в трудах преумножать состояние рода, или же оставить мир сей и искать Царства Божия и правды Его на путях монашеского жития. И Бог, от Которого “стопы человека исправляются” (Пс. 36), утвердил Трофима в решении оставить родительский дом.
Юноша с посохом странника направился в Устюг Великий, где в его судьбе принял участие священник Афанасьевской церкви Иоанн, в котором Трофим обрёл своего духовного наставника. Священник одобрил желание юноши не вступать в брак и направил его в городок Орёл на реке Каме, бывший в те годы негласной столицей обширных владений Строгановых. С этого времени на долгие пятнадцать лет жизнь молодого подвижника оказалась связанной с пермскими лесами, которые стали для него пустыней первых монашеских подвигов и молитв.
В возрасте 23 лет Трофим принял монашеский постриг в Пыскорском монастыре с именем Трифон. Днём инок посещал церковные службы и исполнял труды послушания для братии: пёк хлеб, готовил пищу, рубил дрова в лесу, на своих плечах носил их в монастырь, ухаживал за больными. К утрени он являлся одним из первых, из церкви же выходил последним и в молчании шёл в свою келью. Ночи инок проводил в молитвенных подвигах. Постели у него не было, для отдыха он ложился на землю. Летом, когда бывает много комаров, Трифон до пояса обнажал для них своё тело, а пищей для него были хлеб с водой, да и то в малом количестве.
Эти труды надломили здоровье подвижника, он слёг и заболел. Болезнь продолжалась уже сорок дней, когда в забытье инок увидел ангела, пришедшего взять его душу, и уже направился за ним по воздуху, как вдруг раздался голос, повелевший ангелу возвратить Трифона в обитель. Больной проснулся и рядом с одром увидел святителя Николая, который исцелил инока и тут же стал невидим.
Когда это чудесное посещение и усердные труды молодого подвижника вызвали зависть у братии, Трифон покинул монастырь и в течение нескольких лет странствовал в пермских пределах. Жил отшельником на реке Мулянке, где, как некогда святитель Стефан Пермский, срубил и сжёг священное дерево остяков, обратив их ко Христу. Затем удалился на реку Чусовую, устроил келью и наставлял добрыми советами местных жителей.
В 1580 году святой Трифон пришёл в город Слободской, а затем в Хлынов, столицу Вятской земли. За южной границей города преподобный решил основать монастырь, и царь с митрополитом дали согласие на постройку, а Трифон был рукоположен в иеромонахи. В строительстве обители в честь Успения Пресвятой Богородицы святому помогал местный воевода Василий Овцын и жители окрестных сел и городов. При всеобщей поддержке монастырь быстро разросся и впоследствии стал центром духовной жизни Вятского края, а сам святой получил сан архимандрита. Но после десяти лет непрестанных трудов во благо обители и братии преподобный Трифон был изгнан из Успенского монастыря по доносу казначея Ионы, который после этого сам стал архимандритом.
Не имея возможности вернуться в Хлынов, смиренный старец пришёл в соседний Слободской, где, не помня обиды, принялся за строительство монастыря в честь Богоявления Господня. В 1612 году, перед своей смертью, преподобный пришел в Успенский монастырь и умолял архимандрита Иону пустить его в монастырь, дабы проститься с иноками и упокоиться там. Пораженный кротостью святого, Иона со слезами просил прощения. Через несколько дней, исповедавшись и причастившись, преподобный Трифон мирно отошел ко Господу.
А перед своей праведной кончиной, словно ещё раз напоминая о том, что “Бог не в бревнах, а в ребрах”, преподобный писал в своём завещании братии: “И я вас молю, Бога ради и Пречистой Богородицы между собою духовную любовь имейте. Без неё никакая добродетель не совершенна перед Богом”.
Почитание преподобного Трифона началось сразу после его блаженной кончины. 2 июня 1684 года, при строительстве в монастыре каменного Успенского собора, его святые мощи были обретены нетленными и по освящении храма положены под спудом у северной стены. Тогда же были написаны первые иконы, составлена служба преподобному. К месту его погребения ежегодно приходят поклониться тысячи паломников.
По материалам Журнала Московской Патриархии (№9 за 2012 год).