Пророк Даниил
30 декабря по новому стилю (17 декабря по старому) Церковь празднует день памяти пророка Даниила.
Будущий пророк родился в Иудее и происходил из знатного царского рода. Во время так называемого Вавилонского пленения – покорения Иудеи вавилонскими войсками – Даниил вместе с тысячами других евреев был захвачен и уведен на чужую землю. Вавилонский царь Навухудоносор приказал воспитывать знатных иудейских детей в роскоши при своем дворе. Даниил вместе с тремя другими отроками Ананией, Азарией и Мисаилом, несмотря на стремления вавилонян привить юношам свои обычаи, отказывались есть идоложертвенную пищу и другие продукты, запрещенные еврейским Законом. Наставники уважительно отнеслись к выбору отроков, и позволяли им вести привычную жизнь, отмечая необыкновенные успехи в учении и усердие обучаемых.
Вскоре вавилонскому царю приснился странный сон, и Навухудоносор потребовал от халдейских мудрецов, чтоб они рассказали ему видение и растолковали его. Те не справились с приказанием, и царь тотчас же приказал казнить мудрецов. Даниил, увидев это, вмешался и попросил остановить казнь. Помолившись, он стал перед царем и открыл, что тот во сне видел истукана с золотой головой, серебряными грудью и руками, медным чревом и бедрами, железными голенями и ногами, частью железными, частью глиняными; и внезапно с горы скатился большой камень, раздробил истукана и сам сделался большой горой, заполнив собой Землю. После этого открыл Даниил и значение этого видения. Истукан – земные царства, следующие друг за другом до того, пока камень, знаменующий Мессию, не разрушит все это и не сотворит новое царство, которое будет существовать вечно. Царь, услышав это, удивился и возрадовался, осыпав Даниила (получившего у вавилонян имя Валтасар) милостями и подарками, а трех его друзей поставил управлять областями своего царства.
Но вскоре Навухудоносор сотворил золотого истукана и повелел всем под страхом смерти ему поклоняться. Анания, Азария и Мисаил (получившие вавилонские имена Седрах, Мисах и Авденаго) воспротивились царскому приказу и были брошены в горящую печь, но остались невредимы, ибо ангел Божий охранял их. Царь увидел это чудо, повелел освободить мужей и запретил всякому покушаться на них.
Прошли года, и соправитель вавилонского царя, тоже Валтасар, устроил грандиозный пир и приказал есть и пить из священных сосудов, захваченных у иудеев. Происходило это во дни осады персами Вавилона. Однако этот город пережил множество осад, поэтому вавилоняне не имели повода опасаться персидского царя с немногочисленным войском. Пирующие веселились, но внезапно на стене дворца появились огненные буквы, и никто из халдеев не мог их прочесть. Тогда позвали Даниила-Валтасара, и он растолковал царю, что письмена эти – “мене, мене, текел, упарсин” – означают, что Бог решил положить конец царству Вавилонскому и отдать победу персам. В ту же ночь вражеские войска по водостоку Евфрата прошли под стенами города, захватили его, и с тех пор персы стали править вавилонскими землями.
Персидский царь быстро заметил мудрость Даниила, и поставил его в числе своих правителей-сатрапов. Но завистники, возведя в вину Даниилу поклонение Богу вместо царя, добились того, что пророк был помещен в ров со львами. На следующий день царь заглянул в ров, убедился в том, что Даниил жив и невредим и приказал возвратить его в прежнюю должность, а клеветников бросить на съедение львам.
В царствование Кира Персидского Даниил показал тому пророчество Исайи о царе, и Кир, весьма удивившись, приказал освободить евреев из плена, вернуть на родину и даже восстановить Иерусалимский Храм.
Считается, что Даниил дожил до весьма преклонного возраста (около 100 лет) и был похоронен в городе Сузы.
Пророк Даниил при жизни совершил множество пророчеств относительно будущего земных царств, предсказав завоевания Александра Македонского и позднейших правителей. Но для христианства самым главным пророчеством стало другое – предсказание первого пришествия Иисуса Христа. Даниил предсказал и время рождения Спасителя, и его телесную смерть, и последующее разрушение Иерусалима римлянами. Книга пророка Даниила стоит на четвертом месте в ряду книг Ветхого Завета (после Исайи, Иеремии и Иезекиля), а ее автор заслуженно считается одним из четырех величайших библейских пророков.