Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
12 февраля по новому стилю празднуется день памяти Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Каждый из этих великих святых имеет свой собственный день памяти, но был установлен общий праздник для всех троих, и вот по какой причине. В XI веке, при императоре Алексее I Комнине в Константинопольской Церкви шли споры относительно того, кто из трех святителей больше сделал для развития христианства. И тогда, в 1084 году, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст явились Иоанну, митрополиту Евхаитскому, и объявили:
“Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство” (святитель Димитрий Ростовский).
Сложно представить себе такое – попытку сравнивать величайших подвижников, и все-таки следует точнее разъяснить их роль в становлении христианского богословия. Главной заслугой трех святителей стала разработка Догмата о Пресвятой Троице и утверждение его на Втором Вселенском Соборе.
Но мало было ввести догмат о Пресвятой Троице – надо было еще и отстоять его от нападок ариан, чье учение оставалось очень популярным в империи. И тут три святителя проявили все свои дарования в полной мере.
Василий Великий был прекрасным организатором, он сумел добиться поддержки многих епископов и упорядочить церковную иерархию. Как настоящий военачальник, Василий собрал разрозненных христианских епископов в стройные ряды, и с их помощью преодолел козни ересиархов.
Григорий Богослов не хотел епископства, стремясь к молитве и уединению, но обстоятельства требовали обратного. Святитель много и пламенно проповедовал народу, чем заслужил всеобщую любовь и уважение. Но уединенная монашеская жизнь привлекала его во сто крат больше всего остального.
А Иоанн Златоуст, тоже обладая даром проповеди, явился не тихим отшельником, как Григорий, но скорее пламенным борцом, даже бунтарем. Он открыто выступал против жадности и злоупотреблений властью самой царицы, словом и делом боролся против еретиков, из-за чего много раз подвергался лишениям и изгнаниям.
Объединившись вместе, эти иерархи стали опорой христианства, прежде разделенного в себе и не имеющего сил противостоять многочисленным ересям. Разные по характеру, но единые в вере, три святителя прекрасно дополнили друг друга. Все трое велики, и велики по-своему.