Обновления

Слово епископа Исидора на Божественной литургии в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских, г. Смоленск, 9 февраля 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, мы сегодняшним воскресным днем ступили на первую ступень перед самым спасительным временем для каждого христианина: Неделя мытаря о фарисея знаменует собой подготовительное время к Великому посту. И всегда неизменно в эту первую неделю подготовительную перед Великим постом мы слышим притчу о мытаре и фарисее.

И мы сопоставляем образы мытаря и фарисея с самими собой. И мы точно убеждены, каждый из нас, что мы точно не походим на фарисея, потому что нам всем симпатичен образ мытаря, пришедшего в храм и сказавшего совсем краткие слова. Но при этом мы не задумываемся о том, что мы занимаемся самооправданием. И на мытаря мы часто не похожи, и бываем хуже фарисея, потому что если он, со слов Спасителя, вел благочестивый образ жизни и был гордецом, то мы при этом часто и гордецами бываем, и ведем не благочестивый образ жизни.

Но Господь обращает наше внимание на то, какова должна быть наша молитва и какое должно быть наше ощущение перед Богом и перед людьми. В чем ошибка фарисея, который осознавал себя праведным? Его ошибка в том, что он себя сравнивал с окружающим людьми, не с тем, что повелел ему Бог и не с тем первообразом, которым является сам Бог, и сопоставление с которым для нас будет означать то, что мы не соответствуем ему, а то, что он сопоставил себя с людьми, которые так же как он ошибаются в жизни своей. Если мы начнем сопоставлять себя с преступниками, сидящими в тюрьме, то конечно мы будем смотреться выгоднее. Они грешники совершили великие поступки, и поэтому получили возмездие, а мы-то лучше: постимся, молимся, иногда совершаем добрые дела – какие мы хорошие… Но при этом мы не осознаем, что сравнение себя с другими людьми всегда будет в проигрыше. Благоразумный разбойник, который не совершил в своей жизни ничего великого, добродетельного, но в последнюю минуту покаялся перед Богом, рядом висящим на Кресте, был первым человеком, вошедшим в рай.

Сопоставление себя с другими людьми никогда не будет для нас верным знаком того, лучше мы или хуже. Всегда нужно сопоставлять себя с Богом, потому что каждый из нас является образом и подобием Божиим, и мы должны сравнивать себя с первообразом – самим Богом, давшим нам образ и возможность этот образ привести к Богу через подобие. Ни набор действий, ни продолжительность молитвы, ни строгость поста нас сами по себе не приводят к Богу. Не это нужно Богу. Богу нужно “сердце смиренно и дух сокрушен”, а все, что я перечислил, в том числе, частота хождения в храм и вроде бы благочестивый образ жизни – все это лишь средство, но никак не цель христианской жизни. А цель христианской жизни – уподобление Богу.

Но часто люди, ходящие в церковь десятилетиями, бываю хуже тех, кто приходит первый раз в храм. И это свидетельство тому, что что-то в их духовной жизни не в порядке, значит, есть какая-то червоточина, которая портит в человеке все его усилия. Пост, молитва, бессонные ночи – все это может быть напрасным, если в сердце нашем гнездится гордость и ощущение нашего превосходства над другими людьми. Но Господь не говорит, что и мытарь этот праведен перед Богом, а Он лишь указывает на то, что его молитва лучше, чем молитва фарисея. Он не оправдывает этого мытаря, который не ходит в храм и не совершает добрые дела ради ближних, хотя осознает это и кается. Он также его не оправдывает, как не оправдывает фарисея, Он лишь говорит о том, что такая молитва лучше перед Богом, сердечная, простая, чем та, в которой циничность опирается на мнимую добродетельность. Так что добрые дела сами по себе, если они не направлены на умилостивление Бога, если они не направлены на благоговение перед Богом, на желание ближнего сделать другом себе – все это само по себе не имеет никакого значения.

Но те, кто приобретают через пост, молитву смирение, мудрость, те, кто осознают через приближение к Богу свое недостоинство и высоту окружающих людей, кто видит в ближнем своем образ Божий и благоговеет перед этим образом, тот достигает правильной цели, потому что через осознание своего недостоинства ему Бог открывает достоинства других людей. И эта сила Божия, которая главной целью своей имеет стремление к правде Божией, позволяла людям, смиренным сердцем, совершать великие дела.

И одними из этих великих людей были мученики древней Церкви. Мы знаем много житий о том, как юноши и девицы, которые явились великомучениками и великомученицами в древнее время совершали такие великие подвиги терпения ради имени Христова, что мы, читая жития, написанные святителем Димитрием Ростовским, удивляемся, как люди могли вытерпеть эти мучения, которые возлагали на них неблагочестивые императоры и богоборческие власти. Человеческих сил недостаточно, чтобы преодолевать мучения, только лишь сила Божия, которая ложится на смиренное сердце, способна совершать великие подвиги. И в наше время, в XX веке новомученики и исповедники Христовы совершили тот же подвиг. Они той же силой Божией, стремлением к правде побеждали внешнюю силу, и явили собой образ Христов через смирение и послушание Богу и Церкви, поэтому мы их и прославляем и вспоминаем сегодня в этом храме, посвященном их имени.

Если мы хотим угодить Богу, если мы стремимся к Нему, мы не должны уподобляться этому безумному фарисею. Но также мы не должны уподобляться и мытарю, молитва которого, конечно же, лучше, но он не являет собой образ святости. У него возник порыв покаяния, и он пришел в храм, чтобы в этот минутный порыв сказать Богу свои слова покаяния. Но не минут покаяния ждет от нас Бог, а жизни покаянной, дел, которые свидетельствуют о нашем покаянии. Святитель Феофан, затворник Вышенский, чудотворец, говорит нам, всем христианам, что даже если мы совершаем благие дела и дела милосердия, мы все равно должны осознавать свое недостоинство. В очах Божиих даже множество сделанных добрых дел все равно не ставит нас наравне с Богом, Он – выше, и для каждого из нас является целью и верхом совершенства.

И если на нас находят минуты покаяния, это лишь минуты, не жизнь. Святитель Феофан говорит, что христианин, думающий, что он благочестив благодаря этим минутам покаяния в жизни, обманывает себя. Пиджак, изготовленный мастером без одного рукава, это не пиджак. Так же и жизнь христианская: если в ней нет постоянства покаяния и молитвы, она также не является по сути своей ничем цельным и самодостаточным.

Каждый из нас, дорогие мои, является лишь христианином лишь по названию, а не по содержанию своему. И если мы иногда молимся, и наша молитва бывает услышана Богом, и нам сердечно приятно, что Бог слышит нас, будем благодарить Его за то, что хотя бы минуты покаяния посещают нас. Будем благодарить и просить Его, чтобы кончина нашей жизни прошла в покаянии, а не в каком-то ином состоянии, за которое будет судить нас Бог. Будем подражать новомученикам и исповедникам Российским, жизнь и кончина которых была подлинным истинным покаянием. Всех вас, дорогие мои, сердечно поздравляю с праздником новомучеников и исповедников Российских. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской