Обновления

Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора после Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в четверг 1-й седмицы Великого поста

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора после Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в четверг 1-й седмицы Великого поста

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 6 марта 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, по пути нашего духовного шествия, которое мы совершаем в дни Святой Четыредесятницы, нам всем важно следовать духовным ориентирам, которые позволят нам не сбиться с этого пути и благополучно достигнуть цели.

Одним из таких важных духовных ориентиров является молитва преподобного Ефрема Сирина, которая многократно повторяется во время утренних и вечерних богослужений. В ней перечисляются основные грехи и добродетели, на которые мы должны обращать внимание в нашем духовном шествии. Мы молимся: “Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия … не даждь ми”. Почему обращается внимание именно на эти грехи?

Праздность по сути своей является леностью и нашим нерадением о духовном спасении. И это телесное и душевное состояние характеризует наш внутренний цинизм, нашу неспособность и нежелание подчиняться духовным императивам. Когда Господь взывает к нам душа и тело обращают наше внимание: а почему мы должны делать это? зачем нам совершать поклоны и молитвословия? зачем нам совершать добродетели, ведь так легко жить во грехе? По существующему духовному закону любое доброе дело всегда сопряжено с внутренним усилием: этими усилиями мы противостоим себе и противостоим дьяволу, который стремится сделать так, чтобы мы не совершали добродетель.

Часто мы слышим со стороны людей светских, далеких от Церкви, упрек в том, что в Церкви мало сильных деятельных людей. Нам всем часто приходится слышать вопросы, обращенные к Церкви: почему в Церкви так много немощных людей? Церковь – это духовная врачебница. Те, кто не обращают внимание на жизнь Церкви и не стремятся к этой жизни, переполнены духовными немощами. Отличие в том, что мы видим духовные немощи в себе, а люди, далекие от Церкви, не видят их. Их взор затемнен, в том числе, праздностью.

Уныние. Уныние – это тот грех который ставит человека в зависимость от собственного внутреннего размышления. Когда человек неспособен обращать внимание на внешнее, а стремиться только лишь к тому, чтобы постигать внутренне. Но что можем постигнуть мы внутреннего, если природа наша повреждена грехом? И все, что относится ко внешнему, неположенному нашей природе, кажется человеку, преисполненному унынием, ложным. Поэтому-то грех уныния часто заканчивается самоубийством человека. Грех уныния делает человека неспособным к духовным подвигам и даже к самому покаянию. Причиной тому является также этот внутренний цинизм, которым полны все мы, и то самолюбие, которое раздирает каждого из нас.

Самолюбие является причиной и третьего греха, упоминаемого в молитве преподобного Ефрема Сирина. Это грех любоначалия – когда мы свое внутреннее личное, свои личные амбиции, личные хотения ставим превыше всего. И одно дело, когда эти личные хотения ограничиваются нашей природой, а другое – когда они соотносятся с другим человеком, распространяются на общество, когда желания одного человека становятся превыше возможностей целой большой группы людей. Этот грех в пространстве общества является страшным, иногда непоправимым, явлением, которое сталкивает в крайних степенях даже народы друг с другом. И там, где нет общественного мира, – а мы все свидетели тому, как в нашей братской Украине нет этого мира, – это свидетельство тому, что внутренний грех любоначалия преодолел внутренние границы человека и распространился на жизнь всего общества, заразив все общественные связи.

Постараемся в нашей духовной жизни отслеживать любое движение нашей природы, все наши хотения и страстные стремления, чтобы не продолжать вредить себе и окружающим нас людям. Без борьбы со страстями и похотями невозможно совершение добродетелей, невозможно наше духовное восхождение. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора после Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в четверг 1-й седмицы Великого поста