Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Лазареву субботу
Свято-Троицкий кафедральный собор, г. Вязьма, 12 апреля 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, только что мы слышали достаточно продолжительное Евангельское чтение евангелиста Иоанна о событии, которое не вписывается даже в весь Евангельский предшествующий текст. Мы становимся, благодаря этому событию, свидетелями воскрешения человека из мертвых. Четыре дня Лазарь уже был в царстве мертвых, и его тело разлагалось. Мы с вами представляем, что это Палестина, в которой в это время года уже +30, и точно понимаем, что на четвертый день доказательства физической смерти человека очевидны. И мы видим, как вопреки этому Божия сила воздвизает мертвого человека и он возвращается к жизни.
Евангельская история, которую мы сегодня слышали, есть история дружбы Бога и человека. Христос пришел на землю, воплотился, оставил Свое учение, был распят и воскрес ради того, чтобы каждый из нас стал другом Божиим. Лазарь был одним из тех друзей, которых любил Христос. И когда Он слышит свидетельство о том, что Лазарь заболел, Он начинает скорбеть, а когда Он услышал, что Лазарь умер, Он даже прослезился. И в этом мы видим не слабость Его Божественной стороны, а Его подлинные человеческие чувства, которые не лишены сострадания.
Почему Христос не сразу пришел из Иерусалима в Вифанию? Ведь расстояние от Иерусалима до места погребения Лазаря совсем незначительно, и можно было посвятить полдня неспешным шагом, чтобы дойти до места погребения. Но Христос медлит. И четыре для проходит с тех пор, как умирает Лазарь, и Христос посещает Марфу и Марию. По толкованию святых отцов это связано не с тем, что Христос пренебрегает скорбным событием Марфы и Марии, а лишь свидетельствует, что сила Божия и сила дружбы способна преодолеть и это временное расстояние. Еще некоторые люди, которые пытаются во Христе, в этом образе Бога и Человека, найти слабые стороны, говорят, как Бог может плакать? Бог может не только плакать. Он способен взойти на Крест и умереть ради каждого из нас… не только заплакать.
Ради любви к человеку Христос совершает дело спасения человека. Именно с этого момента – события воскрешения праведного Лазаря – Христос прямо говорит о том, что Ему следует погибнуть за каждого человека. Ученики, которые и прежде слышали слова Христа об этом, напрямую слышат от Него подробности, как Ему надлежит пострадать в Иерусалиме. Но прежде чем пострадать в Иерусалиме, Господь укрепляет веру учеников, укрепляет вот этим необычным событием воскрешения праведного Лазаря. Много чудес видели и ученики Христовы, и фарисеи, и саддукеи, но не всех это укрепляло в вере ко Христу. И здесь, кстати, мы слышим завершающие слова Евангелия о том, что многие иудеи поверили во Христа, но здесь же мы читаем также и о том, что многие, присутствующие здесь, при этом событии, в сердце своем точно решили убить Христа. Кого-то это событие воскрешения Лазаря убедило в подлинности Божества Христа, а кого-то убедило в том, что Этого Человека нужно наказать и распять.
Здесь мы видим исполнение той притчи, о которой говорил Христос, – притчи о богаче и Лазаре. Когда Лазарь и богач, находились уже в том мире: Лазарь – на ложе Авраама, а богач – в Шеоле, и у богача не было возможности даже омочить свои губы, потому что не было воды, он, обращаясь к нищему, который теперь лежал на ложе Авраама, говорит ему: сообщи моим родственникам, которые не исполняют заповеди Божии, чтобы они убедились в существовании Бога. А человек, находящийся в лоне Авраама, говорит ему, что если они не послушают пророков, то даже если будет воскресение мертвых, то они и в это не поверят.
Христос этой притчей свидетельствует всем нам о том, что само по себе чудо, совершающееся перед лицом неверующего человека, часто неспособно его переубедить. Даже внешние образы, свидетелями которых мы становимся, не всегда действуют на наше сердце. Сердце намного главнее в человеке, и слух, и зрение наше способны воздействовать на сердце, но никак не изменить его. Если человек является неверующим и сердце его окаменело, то и событие воскресения не способно переубедить его. Так часто бывает в нашей жизни. Многие люди являются свидетелями величайших христианских событий.
Все человечество прекрасно знает о чуде сошествия Благодатного огня в Великую Субботу. И все верующие и неверующие прекрасно знают про Благодатный огонь. Когда Иерусалимский Патриарх заходит в кувуклию на месте погребения Господа нашего Иисуса Христа, его сотрудники полиции осматривают, чтобы не было никаких способов поджечь свечи. И все прекрасно понимают, что ничего внешнего нет такого, чтобы могло помочь зажечь Благодатный огонь… И все с благоговением ждут его сошествия, понимая, что здесь происходит Божие чудо. И все это показывается в прямой трансляции по телевидению, мы каждый год способны видеть это и убеждаться в Божией силе и в этом невероятном чуде. Но обратите внимание, многих ли людей касается это событие? Становятся ли они верующими после этого? Нет, как было христиан “малое стадо”, так их и осталось.
Никакое внешнее событие само по себе не способно переродить человека. Только Божия сила, сопряженная с внутренним желанием человека измениться, дать место этой Божией силе в своем сердце и уме, способна переродить человека. Поэтому Господь совершает чудо воскрешения праведного Лазаря, прежде всего, для учеников, чтобы укрепить их веру, и Он даже не надеется на то, что фарисеи, саддукеи покатятся и изменят свои намерения. И как мы слышим из Евангелия от Иоанна, они в большей степени укрепляются в желании погубить Христа. Они укрепляются в этом желании потому, что Божия правда не только укрепляет нас, но и некоторых из нас, к сожалению, она обличает в неправде, и человек противостоит этому обличению и становится еще злее, потому что он не собирается избавляться от своих страстей, от своих привязанностей. Он поклоняется не Истинному Богу, он поклоняется этим внутренним идолам, которые являются для него и Богом, и всем самым дорогим на свете.
Но как мы слышим в тропаре сегодняшнего дня, воскрешением праведного Лазаря Господь свидетельствует об общем воскресении человечества. И все верующие и неверующие должны убедиться, если не поверить, то быть свидетелями тому, что все равно воскреснут все, хотят этого они или не хотят, все равно будет общее воскресение. И воскрешение Лазаря было преддверием этого общего воскресения. И мы знаем из Евангелия, что когда Христос воскрес, многие праведники были воскрешены Богом из могил и ходили по Иерусалиму, свидетельствуя о преславном Его воскресении. Тем более во второе славное пришествие воскреснут все без исключения.
И услышим апостола Павла, который в послании к коринфянам так обращается к нам, что если мы не воскреснем, значит, не воскрес Христос. Но Христос воскрес. И это является для нас подтверждением нашего воскрешения, но благо тому, кто воскреснет к жизни вечной, и горе тому, кто воскреснет, чтобы над ним совершился Суд. Являясь свидетелями этого величайшего события – воскрешения Лазаря, будем благоразумными, если не друзьями, то хотя бы рабами Божиими, чтобы если не по любви, то на всякий случай, совершая жизнь по правде и по закону, нам надеяться на наше воскресение. Аминь.