Обновления

Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в день памяти блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в день памяти блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида

Храм в честь блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба на Смядыни, г. Смоленск, 15 мая 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, Христос воскресе! Евангельское чтение, которое мы сегодня слышали, повествует нам очень грозные слова о том, что те, кто любят мир, ненавидят Бога, и те, кто любят Бога, как правило, бывают ненавидимы миром. Объяснение ясно для всех нас. Мир лежит во грехе. А Бог и грех – несовместимы. Если мы хотим быть любимыми Богом, мы должны возненавидеть мир.

Возненавидеть мир – не значит возненавидеть всех живущих в этом мире, а значит лишь то, что сердце наше должно находиться там, где, мы считаем, находится сокровище наше. Все помыслы сердца нашего, все движения нашей души, вся жизнь должны быть направлены к Богу. Именно в этом является состояние ненависти к миру. Те люди, которые буквально понимают Священное Писание и не только в этом случае, но и в других, не осознавая его в святоотеческом толковании, предлагаемом Святой Церковью, часто согрешают.

Но сегодняшнее мое слово обращено в связи с празднованием нами памяти первых российских мучеников – Бориса и Глеба. Их любовь к Богу была настолько высока и подражание Самому Христу в Его смерти было настолько высоко, что для нас является непонятным сам образ этой смерти. Мы точно представляем, что и Борис и Глеб, являясь великими князьями, были опытными военачальниками, были сильными людьми, способными защитить и Отечество свое и себя. Но что мы узнаем из истории их смерти? Они смиренно подчиняются тому, что их старший брат Святополк приходит и убивает их. Как это? Непротивление злу? Или что-то иное?

Когда мы говорим о непротивлении злу, мы должны иметь в виду: непротивление злу не может касаться нашего священного долга и долга перед Отечеством, оно лишь может касаться нас самих. Когда некоторые из нашего общества возвышают голос о том, что непротивление злу является нормой христианской жизни, это неверно. Потому что каждый из нас призван защитить ближнего своего и, если понадобится, даже отдать жизнь свою за ближнего. А это уже не может быть непротивлением злу, это прямое противление ему. Мы не можем не защищать наши религиозные и национальные святыни, мы не можем не защищать наше Отечество – в этом наш долг. А непротивление злу касается лишь того, как мы должны относиться к ненавидящим и обидящим нас, творящим нам напасть. Господь прямо говорит нам о том, что мы должны благословлять ненавидящих нас и молиться за тех, кто приносит нам зло. Именно поэтому в подражание Христу в правилах, написанных для поведения священнослужителей и монахов, сказано о том, что если человек будет причинять зло священнику или монаху, он не должен защищаться. Именно поэтому у священнослужителей и монашествующих длинные рукава на рясах, свидетельствующие о том, что никто из них не поднимет руки, чтобы защитить себя, а только, чтобы благословить и примирить.

Святые благоверные князья Борис и Глеб, подражая Пастыреначальнику Христу, и исполняя заповедь любви к ближним, и благословляя ненавидящих себя, не сопротивлялись тому, что их брат Святополк убивал их. В этом особый смысл их подвига. Особый – потому что они защищали свое Отечество, они были верными военачальниками и градоначальниками, но когда зло коснулось их самих, они смиренно подчинились воле Божией. В этом исполнение Евангельского принципа любви.

Взирая на образ этих величайших святых российских – первых российских мучеников и страстотерпцев – будем и в жизни нашей, дорогие мои, стараться совершать наш с вами христианский подвиг таким образом, чтобы никакое наше деяние, слово и помышление не было направлено против другого человека. Если другой человек совершает зло против ближнего нашего, против Отечества, мы обязаны возвысить свой голос, но если кто-то пытается воздействовать лично на нас, смиримся, подражая самому Христу, – в этом проявится наша сила. Именно в смирении и послушании Богу, и через это мы познаем волю Божию, которая каждого из нас ведет к благим целям, а где понадобится – и к мученичеству.

Благоверные князья Борис и Глеб пусть для каждого из нас будут примером нашего жизненного подвига и несения креста. Пусть их молитвой, их небесным заступничеством Господь благословляет и нашу жизнь, и нашу Смоленскую землю, которая так близка и стала родным убежищем для святого князя Глеба, могила которого находится недалеко от нашего храма, и который, как все мы верим, является заступником за наш город, за всех живущих здесь, предлагая каждому из нас подражание себе, предлагая смирение и подвиг любви ради Христа, Которого все мы в эти дни прославляем как Победителя смерти, восшедшего смиренно на Крест ради спасения каждого из нас. Христос воскресе!

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в день памяти блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида