Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 24 мая 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос воскресе! “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог есть Слово” (Ин. 1:1), – так начинается Евангелие от Иоанна, так начинается бытие мира, так обозначается пришествие в мир Христа, Который совершает дело спасения человеческого рода. “Словом Божиим небеса утвердишася и Духом уст Его – вся сила их” (Пс. 32:6), – так Священное Писание свидетельствует о том, что творческим Божиим словом было повелено создатися и Небу, и земли, и произрасти растениям, и возникнуть животным, и наконец, как венцу творения повелено быть человеку.
Человек, созданный Богом по Своему образу и подобию, наделенный всеми необходимыми благодатными дарами, в раю получил повеление от Бога назвать все одушевленные и неодушевленные предметы, назвать все стихии мира. И эти слова, которые произносил Адам в раю стали наименованиями всех тех предметов, которые мы с вами знаем.
В тихой сокровенной беседе с Богом человек получал совершенствование, уподобляясь Творцу. И это совершенствование продолжалось бы, если бы не деяния первого человека, которые были сопряжены со словами лжи и самооправдания. Но и после грехопадения человека, Бог не оставляет его. Он дает ему ветхозаветное законодательство – Заповеди Божии, следуя которым, человек может направить стопы своей жизни в дом Отчий.
И наконец, Сам Единородный Сын Божий, это Божественное Слово Отчее, снисходит к нам в мир, воплощается. Как мысль, возникающая в нашей голове и произносимая, становится плотью, так и Он, это Божественное Слово, произнесенное Богом Отцом, становится человеком. И предлагает всему человечеству учение о любви к Богу и к ближнему. И каждый следующий, исполняющий это учение, наследует жизнь вечную.
Сегодняшнее Евангельское чтение от Иоанна повествует нам о том, как Спаситель говорит иудеям: “Овцы Мои глас Мой слышат, и Я их знаю, и они следуют за Мной” (см. Ин. 10). Священное Писание часто называет последователей Христа “словесным стадом”, потому что “не хлебом единым жив человек, но словом, исходящим из уст Божиих” (см. Мф. 4).
И часто мы наблюдаем в Священном Писании, как ученики предлагали изможденному проповедью и исцелениями Спасителю пищу, чтобы Он подкрепил Свои телесные силы, и Он им отвечал, что “брашно Мое есть – исполнить волю пославшего Мя Отца” (см. Ин. 4:34), говоря о том, что само слово Божие, исполнение Заповедей Господних – есть пища для нашей души.
Христианский философ и ученый Декарт говорил: “Мыслю, следовательно, существую”, тем самым подтверждая, что бытие человека всегда сопряжено с мыслительным процессом. Если человек не мыслит, если он не произносит слова внутри себя или внешне, значит, он не живет, потому что всякий живой человек не может не мыслить. Во всяком живом человеке есть творческая неотъемлемая от него способность мыслить и произносить свои мысли.
Услышав все это, понимая весь сокровенный, сакральный смысл слов, понимая, что Сам Бог является Божественным Словом, и сколько этим Словом было сделано творческого – Самим Богом и человеком, мы должны понимать и то, как мы произносим эти слова. “…от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мф. 12:37), – говорит Господь. Мы должны задуматься о том, сколько мы слов, содержащих добро и правду, произносим? А сколько мы произносим слов лжи и неправды, обид и проклятий? И отчасти мы не понимаем, что любое злое слово материально и может ранить сильнее острого меча. Понимая то, какими Господь нас создал по образу и подобию Своему, понимая, сколько возможностей нам дано через мысль и слово (и это слово и мысль нас отличает от всех иных творений, всех иных животных, неспособных к мысли и слову), мы должны с благоговением нести этот Божественный дар слова. Понимая, что благодаря этим словам может созидаться мир вокруг нас. Благодаря этим словам мы во многом побеждали врагов нашего Отечества, объединяя людей вокруг Отечества и Церкви нашей. Благодаря этим добрым словам многие люди получают утешение и поддержку от ближних своих. Но и благодаря этим же способностям мы часто наносим раны нашим ближним. Причем, такие неисцельные раны, что кого-то даже иногда доводим до крайнего отчаяния и самоубийства. Будем же с осторожностью владеть этим опасным мечом, которым является слово.
Сегодня в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, авторов азбуки и славянского языка, и в День славянской письменности и культуры, объявленный нашим государством, будем размышлять о том, насколько мы понимаем язык, который был изобретен этими святыми учителями? А ведь этим языком с тех пор и до ныне молится Святая Церковь… Понимаем ли мы этот язык церковный, который по сути своей и является тем самым языком без всяких изменений? И если мы этот язык не понимаем, мы должны задуматься, насколько отстоим мы от наших предков в их культурных ценностях, в их мировоззренческих установках, религиозных идеалах. Если мы не понимаем тот язык, который звучит сегодня в Церкви, значит, мы не понимаем эти идеалы, значит, мы отличаемся от наших предшественников.
В этот святой день для каждого из нас есть прекрасная возможность заставить себя окунуться в это невероятное богатство русского языка, богатство смыслов, которое неспособен передать никакой иной язык. Задумаемся и постараемся стремиться к тому, чтобы нам стать причастниками этого великого богатства, накопленного тысячелетней историей нашего народа. Того богатства, благодаря которому сохранялась всегда наша Русь, укреплялась молитвой святых, подвижников благочестия, великих князей, полководцев, великих ученых и мыслителей, филологов и философов. Пусть для нас сегодняшний день станет поводом к тому, чтобы мы обращались к этому великому богатству Святой Руси, к которому каждый из нас имеет способность и возможность приобщаться, благодаря культуре, сохраненной Церковью, благодаря тем нравственным поэтическим источникам, которые хранит наша богатая литература. Всех вас сердечно поздравляю с этим великим праздником и желаю всем нам быть причастниками этого великого богатства. Христос воскресе!