Слово епископа Исидора на Божественной литургии в день памяти Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 13 июля 2014 г.
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Дорогие браться и сестры, сегодня мы совершаем празднование дня памяти 12-ти апостолов, тех ближайших учеников, которые служили Христу, были свидетелями Его проповеди, Его чудес, Его исцелений. Они же были и свидетелями тех страданий, которые Господь добровольно принял на Себя через злых людей. Они также были свидетелями и крестной смерти Спасителя. Но они видели и Его преславное воскресение и вознесение к Богу Отцу. И сегодня, вспоминая их, мы размышляем на тему “Что же такое апостольское служение?”. Мы отмечаем, что оно отличается от всех иных видов служения в Церкви: и священнического, и мирянского. Апостольское служение является непосредственным ответом на призыв Божий к делу проповеди Евангелия, и сопряжено со многими трудностями, испытаниями. Апостольское служение связано с концентрацией человека только на смыслах, которые Господь передает посредством благодати Святого Духа и влагает в уста человеческие.
Получив в день Пятидесятницы дар Святого Духа, апостолы пошли по всему миру, проповедуя Слово Божие. Их проповедь о Христе Воскресшем, о Страшном Суде, о необходимости покаяния и исправления своей жизни быстро распространялось по всей вселенной: о Христе узнали не только в пределах Малой Азии, но и в Африке, и в Европе, и даже в Святой Руси. Предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный дошел до самого Новгорода. Многие сотни, тысячи, миллионы людей становились христианами.
Дело апостольской проповеди отчасти реализовано и в наше время, когда священнослужители, беря на себя апостольскую миссию, несут Слово Божие людям. Но в разные времена народ по-разному воспринимал Слово Божие. Во многом успех проповеди зависит от того, какой проповедник обращается к людям, и способен ли он донести до них Слово Божие. Но зависит сила проповеди и от способности людей услышать Голос Божий через проповедника.
В разные времена русской истории мы наблюдаем, как люди перестают следовать Евангельским заповедям, уходят от Христа и Его святой Церкви. Когда народ не готов услышать Слово Божие, происходит массовое отступление его от Церкви, а значит от Христа. И тогда закономерными становятся социальные потрясения, духовное обнищание и рост преступности. При этом во многом от нас самих зависит, услышим ли мы Слово Христа в наши дни, или уподобимся тем Гадаринским бесноватым, о которых сегодня читалось в Евангелии от Матфея, и что более страшно, – на жителей Гергесинской страны, которые просили Христа уйти из их пределов. Они не были готовы к встрече со Христом.
Так и мы, дорогие мои, когда заняты чем-то другим, но не нашим спасением, когда нас интересуют только мирские дела, когда наша человеческая природа затемнена грехом и сердце преисполнено зла, ненависти, зависти, осуждения, тогда и мы бываем неготовыми встретить Христа, и просим Его оставить нас.
Это является реальностью нашей жизни, поскольку верующих людей, которые себя осознают таковыми, и тех, кто приходи в храмы Божии, совсем немного. В Смоленске живет более 300 000 людей, а в храмы Божии по воскресным дням, по всей видимости, ходят несколько тысяч людей; а где же остальные сотни тысяч? Интересует ли их тема спасения своей души? Думают ли они о добре и правде? Размышляют ли о смысле жизни?..
Не все сердца готовы к принятию Христа. Многие из нас, подобно жителям Гергесинской страны, просят Христа пройти мимо них и не заходить в их дома. Это страшное свидетельство нашей безрелигиозности. В Послании к римлянам, которое сегодня читалось, апостол Павел говорил об том, что многие не способны воспринимать правду Божию. Это действительно так. Многие люди хотят слышать только о сплетнях, раздорах, их интересуют только околоцерковные скандалы, но никак не вопросы спасения своей души.
Будем молиться Господу, чтобы Он дал нам силы, чтобы мы разумели Священное Писание и все, что происходит во время Божественной литургии, чтобы Он вложил в наши сердца способность отличать зло от правды Божией, чтобы мы были укрепляемы силой Святого Духа и в нашей жизни, вне приделов храма. Также мы должны молиться о всех тех, кто сегодня не посчитал возможным прийти в храм, чтобы Господь посетил и вразумил их, и дал возможность покаяться и исправить свою жизнь. Именно в этом сила соборной молитвы, когда мы молимся не только о себе, а о мире во всем мире, о благосостоянии святых Божиих Церквей и о соединении всех. Это наша христианская миссия – молиться о себе, ближних, Отечестве, о том, чтобы Господь умудрял власти и укреплял воинство, чтобы мы общими усилиями, преклоняя колена перед Господом, получили Божию Милость. Да хранит всех нас Господь молитвами святых апостолов! Аминь.