Обновления

Слово епископа Исидора в день празднования Нерукотворного Образа Господа

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора в день празднования Нерукотворного Образа Господа

Храм в честь Спаса Нерукотворного Образа, г. Смоленск, 29 августа 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня в день празднования Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, престольный праздник храма сего, мы еще и еще раз размышляем на тему иконопочитания в Православной Церкви. Нигде кроме христианства нет иконопочитания, и оно обусловлено, прежде всего, тем, что Господь наш Иисус Христос является не только истинным Богом, но и истинным Человеком. В силу Его Богочеловечества мы поклоняемся тварным изображениям, но при этом мы хвалу и почести воздаем не материальному тому, что изображено на иконах, а как нам формулирует преподобный Иоанн Дамаскин: взирая на тварный образ, мы умом и сердцем своим возносимся к первообразу. Пример этого первообраза дал нам Сам Господь, лице Которого отпечаталось на убрусе, в сегодняшней молитве мы слышали об этом чудесном действии, которое совершил Сам Господь.

Благодаря тому, что Сам Господь установил иконопочитание, а затем и Церковь Божия через святых отцов на VII Вселенском соборе богословски сформулировала правильное размышление над тем, кому мы поклоняемся, благоговея перед иконами, – все это дает нам возможность не только своим умом, но и душой, и нашим зрением, и восприятием наших чувств, взирая на святые изображения икон, возноситься к Богу.

Изображения Спасителя, Божией Матери, изображения святых есть прямое свидетельство святости нашей Церкви. Что является подтверждением насыщенности нашей жизни? Это множество фотографий, которые каждый из нас за всю жизнь копит, и потом в особое время мы открываем альбомы, чтобы, глядя на родственников и близких людей на фотографиях, вспомнить нашу жизнь и возблагодарить Бога за те минуты радости, которые Господь дает нам в жизни. Так и изображения святых являются наподобие фотокарточек историей Церкви. И мы, взирая на историю Церкви, воздаем Ему хвалу за множество святых, множество явленных икон и Спасителя, и Божией Матери.

И все это является богатством Церкви. Тем богатством, которым она может похвалиться перед другими, так называемыми, религиями. В том числе перед иными конфессиями, такими, которые иногда даже называют себя христианскими. Часто обращаются и ко мне, и к духовенству молодежь и взрослые люди, которые задают вопрос: чем ваше Православие лучше нашего пятидесятничества, или “сторожевой башни”, или другой секты? Мы имеем право совершенно точно говорить этим людям, что только Православием предлагается известный путь святости. Этот путь известен потому, что им прошли святые. А эти святые изображены на иконах, и мы можем видеть, ощущать их, приближаться к ним духовно и мысленно. И никакая иная нехристианская религия не способна предложить этот путь святости. Никакая иная религия не может засвидетельствовать приближение человека к Богу. Нет подтверждений этому там, за стенами Церкви, только в истинной Церкви христианской есть прямое подтверждение святости, есть доказательство того, что этим путем прошли люди. И этот путь достижим для каждого из нас, потому что мы имеем великий сонм святых угодников Божиих. Мы имеем подтверждение святости через мученичество, через исповедничество Церкви. Такого нет больше нигде, и никогда не будет, потому что смелость ради Бога, героизм ради Церкви возможен только там, где человек осознает присутствие Божие в своей жизни, где он смело исповедует Христа, не боясь ни врагов Христовых, ни “убивающих тело”.

Празднуемое нами событие – изображение Спасителя нашего на убрусе – является прямым свидетельством того, что Сам Господь отпечатал Свое лицо, и мы можем смотреть на это лицо, как на ту святую “фотографию”, которая есть у каждого из нас, и лобызать ее, и прикладываться к ней, и обращаться. Но при этом, когда мы смотрим на фотографию человека, мы понимаем, что он находится где-то там, может быть в обителях Божиих, а может быть и нет. Обращаясь ко Христу, Божией Матери, святым, мы точно сознаем, что они здесь, что они реально присутствуют в нашей жизни. И в этом существенное отличие фотографии от иконы. Икона имеет иную обратную от фотографии перспективу: как говорят многие богословы, через иконы не мы смотрим на святых, а они из Царствия Божия смотрят на нас, и в этом особенность иконографии.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора в день празднования Нерукотворного Образа Господа