Слово епископа Исидора на Божественной литургии в седмицу 10-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский кафедральный Собор, г. Смоленск, 17 августа 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, в дни, когда мы с вами совместно совершаем пощение, в дни Успенского поста Святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение об исцелении бесноватого отрока Господом. Отец, уже не зная, к кому обращаться за помощью, встречает Господа и просит Его об исцелении бесноватого юноши. Беснование – такое состояние человека, когда он сам не способен контролировать себя, ничего не способен изменить в себе, в нем действует дьявольская сила, которая ввергает его в пучину, заставляет делать то, что он не хочет.
Медицина не способна справиться с беснованием, поскольку этот состояние не поддается влиянию медикаментов. Это духовное состояние человека, когда дух злобы проникает в нашу с вами природу и действует так, как ему хочется. Конечно же, это происходит не без воли Божией. Но при этом мы должны знать, что это также происходит и по воле человеческой. Именно в силу поведения человека достигается такое состояния, когда человек становится способным быть подверженным дьявольской силе. Конечно же, нет воли Божией в том, чтобы человек становился бесноватым – это происходит по воле самого человека. Но Господь иногда попущает этому дьявольскому действу ради вразумления других: чтобы другие, видя этот ужас действия бесов на человека, сами не становились подверженными этому влиянию.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали как ученики, которым Господь дал определенную духовную силу исцелять, не могли изгнать бесов из этого юноши. И они спрашивают: почему? И Господь им говорит, что сей род изгоняется только молитвой и постом. Вот те действенные силы, которые способны и самому человеку помочь, и помочь тем, кто пытается вылечить этого человека. Поэтому никакие наши знания о медицине, никакие наши физические способности не могут воздействовать на бесов, а на бесов может действовать только сила молитвы и поста. Та благодать Божия, которая дается через нашу кроткую и смиренную молитву к Богу и через наше воздержание, когда мы ограничиваем себя во многих страстях и похотях, тем самым достигая целомудрия, не расточая той благодати, которую Господь дает каждому из нас через наши жизненные силы.
Идут дни строгого Успенского поста, и для всех нас это историческое событие – изгнание бесов из юноши – является важным примером того, как мы должны относиться к себе. Мы часто не понимаем, чем же мы должны заниматься во время пощения? Только ли воздерживаться от пищи и от сна? Только ли ограничивать себя от каких-то удовольствий и от тех сладостных занятий, которые нас приводят к греховной жизни? Не только это. Мы с вами должны еще быть и усердными молитвенниками, мы должны научиться воздержанию, как той добродетели, которая способствует очищению нашей человеческой природы и духовного состояния.
Оставшиеся дни Успенского поста, не столь продолжительного для нас, посвятим тому, чтобы быть усердными молитвенниками Богу, посвятим тому, чтобы воздерживаться от тех угнетающих нас страстей и пороков, которые пытаются доминировать над нами все оставшиеся дни нашей жизни, и мы в силу действия этих страстей и похотей чувствуем себя несвободными. Эти страсти не позволяют нам часто обращаться к Богу с сердечной искренней молитвой. Эти страсти ведут нас к греховной погибели, толкают нас на преступления против Бога и человека, губят нашу душу и тело. Используем благодатное время поста для того, чтобы воздерживаться от этих греховных стремлений нашей души и нашего тела, посвятим это время молитве и воздержанию, чтобы Господь, видя беснование, которое свойственно отчасти каждому из нас, пришел и исцелил нас, и мы, получив освобождение от всего греховного, смогли с благодарностью, с чистым сердцем и любовью к Богу воззвать к Нему, и приблизиться, и получить исцеление и помощь во вся дни жизни нашей. Аминь.