Обновления

Слово епископа Исидора на Всенощном бдении в навечерие праздника Преображения Господня

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Всенощном бдении в навечерие праздника Преображения Господня

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 18 августа 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении говорится о Преображении Господа нашего на глазах Его учеников на горе Фавор. Почему же Христос не преобразился в Иерусалиме, так, чтобы это видели все народы и все иудеи, приходящие в Святой город, видели Его Славу и уверовали в Него? Христос для Преображения восходит на высокую гору и берет с Собой лишь трех учеников. Что же видят ученики? Они видят Христа, одежды Которого белее снега, и свет, исходящий от Него, не похожий ни один из цветов и светов земных. Это свет нетварный, невещественный, это дыхание Святого Духа. С Господом беседуют два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия. Вот что увидели ученики Христа на Фаворской горе.

Но почему только они видели этот Божественный нетварный свет, подтверждающий Божественное происхождение Христа? Да потому, что не всякий был к этому способен. Кто-то увидел бы световую иллюминацию, кто-то не увидел бы ничего. Это свидетельство тому, о чем говорил Христос незадолго до Преображения, когда произносил Заповеди блаженства: “Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят” (Мф. 5:8). Именно потому не всякий способен увидеть нетварный свет, исходящий от Господа. Кто-то мог подумать, что это какой-то фокус, а кто-то мог соблазниться этим. Поэтому Господь является только ближайшим участникам таинственных событий, которые происходили с Ним, это Петр, Иоанн и Иаков.

Мы знаем из житий святых, как некоторым из них Господь являлся в тишине келий, как и Божия Матерь. Но почти никогда эта Слава Божия не являлась множеству народа. Для того чтобы это произошло, нужна способность людей воспринять этот Божественный свет.

Совершая празднование Преображения Господня, задумаемся, а способны ли мы видеть этот Божественный свет и быть участниками этого события – Преображения Господня? И если бы даже мы были способны, то смогло ли бы это событие преобразить нас? Христос через свет Преображения засвидетельствовал, что человеческая природа в самом Христе, и в нас, и что Божественная слава способна просиять и в нас.

Мы наблюдаем, как эта слава явным образом почивала на ликах некоторых святых. Вспомним преподобного Серафима Саровского, который во время беседы со своими учениками преображался лицом, так что ему приходилось закрывать его. И многие подвижники благочестия отличались чистыми просветленными лицами, осиянными нетварным Божественным светом, который действовал на них не снаружи, а изнутри, будто сам человек становился источником света. Но причина в том, что Божественный Дух, почивая в человеке, как в храме Своем, преображает его, освящая изнутри.

И пусть сегодня каждый из нас задумается о великом предназначении, уготованном нам Самим Господом. Способны ли мы быть преображенными этим светом, способны ли вместить его в себя? Способны ли наши мысли и дела являть этот Божественный свет? Или в нас помещаются только злые мысли и недобрые дела, которые препятствуют Божественному Духу проникнуть в нас и действовать в нас? Пусть каждый из нас задумается о своем великом предназначении быть сосудом Божиим. Пусть каждый из нас сопоставит себя с апостолами, которые стали свидетелями Божественного света и попросит, чтобы Господь и нас с вами просветил хотя бы самой малой частичкой, указав нам путь нашего спасения. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Всенощном бдении в навечерие праздника Преображения Господня