Обновления

Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 14 сентября 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, мы с вами часто, особенно те, кто долгое время приходит в храм Божий, слышим притчи Господни. И эта притча нам также известна. Притча о том, как строгий Господин на брак сына своего призвал знакомых, друзей, но все эти знакомые и друзья в силу своей занятости какими-то иными, как им представлялось – более важными, делами, не пришли, а кто-то даже из этих знакомых слуг, что направил Господин, убили. И мы слышали, как Господин строго отнесся к тому, что его друзья и близкие не отозвались на его просьбу придти, и он призвал совершенно посторонних людей, хромых, сухих – людей с улиц, которые даже и не мечтали о том, чтобы попасть однажды на господский пир.

По толкованию святых отцов речь идет в данном случае о том, что богоизбранный израильский народ, который Богом призван был ко спасению, отверг трапезу Господина своего. И Господь призвал язычников, то есть людей, которые никоим образом не относились к богоизбранному народу и ничего не знали о Божественном откровении, и им не являлись пророки, и их духовные традиции не приводили их к вере в Единого Бога. И таких людей Господь призывает на Свой пир.

И часто это относится и к нам с вами. Нам кажется, что если мы приходим в храм Божий и чувствуем себя здесь как дома – то мы точно наследуем Царствие Божие. А те, кто не приходят в храм Божий и не осознают церковь как свой родной дом, нам представляется, точно погибнут. И иногда нас посещает искушение в том, что мы себя чувствуем спасаемыми, а тех людей, которые в сегодняшний воскресный день спят и не знают ничего о Богослужении, мы в глубине сердца осуждаем, и мы отделяем себя от них, считая, что мы лучше их, что мы точно спасемся, а они наверняка погибнут. Тем самым в нашем сердце развивается гордость, мнимая богоизбранность. Нам кажется, что нам уже никаких усилий не нужно прилагать, мы и так спасемся. Но это ложь и неправда. Неправда по тому, что по примеру того брака, мы видим человека, который сидит на нем не в белых брачных одеждах, так вот мы – не в брачных одеждах бываем, мы не готовим себя к пиру, к встрече с Женихом и Господином Жениха. Мы часто пытаемся все правила обойти, чтобы каким-то образом придти на этот пир и стать его участником. Но так не бывает. Чтобы быть участником пира, мы должны быть друзьями Божиими, а чтобы ими стать, мы должны себя вести как друзья, исполняя все то, что повелевает нам Господин. Если мы думаем, что мы полноценные участники брака Господня – мы ошибаемся. Мы не в белых одеждах.

А белыми одеждами для нас с вами, по толкованию святых отцов, является покаяние. Если мы в таинстве Покаяния через сердечное сокрушение Богу, через исправление совей жизни, через плоды покаяния, которыми являются милосердие к ближним, чистота нравственная, целомудрие, служение ближним… не приносим плодов покаяния и не каемся, то мы точно не в белых одеждах. Дорогие мои, не будем льстить себе и услышим грозный призыв Божий к нам о том, чтобы нам приносить плоды покаяния, чтобы нам соделывать себя способными попасть на этот брак. И мы слышали, как в конце этой притчи Господь Сам произнес грозные слова: много званных, но мало избранных…

Многие размышляют о Боге, но при этом по-настоящему размышляют единицы. В жизни каждого из нас мысль о Боге точно посещает, даже самых неверующих людей, им предлагается внутренне поразмышлять о Боге. Но часто семя слова Божия, веры в Бога, падает не на благодатную почву, и не произрастает добрый плод от слова Божия в нашем сердце, а падает на сухую землю или на камень. Поэтому-то и многие живущие в нашем городе, если у них спросить, где находится Успенский кафедральный собор, не сразу сообразят, хотя этот собор виден со всех сторон города. Но взор человека настолько потемнен, сердце его настолько ищет иного – не Божиего, что парадоксальным образом он не способен увидеть очевидное. Проведите эксперимент, спросите у человека неверующего, где находится такой храм, и он вам сразу не ответит, это проверено. Сердце человека, в котором нет Бога, размышляет об ином и стремится к иному, но никак не к Богу, и его не интересует ничего, что связано с Богом и с Церковью. Он идет к каким-то иным целям, как ему кажется, верным, не понимая, что всякие цели, которые положены не в Бога, бессмысленны в жизни человека. Человек точно потеряет богатство, потеряет славу, близких, друзей в этой жизни, и единственное, что он может унести – то, самое драгоценное, что он может приобрести в этой жизни и перенести в ту, иную, вечную жизнь – это Царствие Божие.

Этот воскресный день еще ознаменован тем, что мы празднуем церковное новолетие – сегодня церковный новый год, 1 сентября по старому стилю. И в сегодняшний новый год задумаемся, каким был год прошедший? И чем будет для нас ознаменован новый церковный год? Будет ли он для нас по сути своей “церковным”, или он так и останется “околоцерковным”? Пусть для каждого из нас эти слова о избранничестве Божием будут грозным предупреждением, что мы можем и не войти в число избранных. Хотя Господь звал каждого из нас, но мы почему-то не услышали зов Божий. Те, кто не слышит зов Божий в себе – не являются призванными, потому что они не способны его слышать, и не приходят к Нему на брачный пир. Через слезы покаяния, через исправление своей жизни, через добрые дела веры и милосердия соделаем себя способными придти на брачный пир, одевшись в белые одежды нашего сердечного покаяния, к Богу, чтобы Господь, видя нас на брачном пиру, не выгнал нас, а порадовался тому, что мы являем собою Его чад и друзей и близких Ему. С праздником, с воскресным днем!

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю 14-ю по Пятидесятнице