Обновления

Слово епископа Исидора в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 21 сентября 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы прославляем воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, отмечаем Неделю перед Воздвижением Честного Креста и также празднуем Рождество Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Мы прославляем Божию Матерь, отмечая Ее рождение потому, что это был исключительный человек, поскольку Божия Матерь стала Той, Которая соединила Небесное с земным. Божия Матерь, согласившись на Божие призвание со смирением и кротостью, стала вместилищем для невместимого Бога. Это навсегда останется тайной всего человечества. Как человек – эта Дева была способна вместить Бога, сотворившего небо и землю? Но это чудо, которое совершает Бог, а Бог Сам является творцом законов, Он их не нарушает, Он превосходит эти законы. Поэтому и здесь преодолев, переступив человеческие законы рождения, Господь, не нарушая девического чрева, сохраняя Ее девство, вмещается в Ее утробу, рождается в ней, и воплощается и рождается в сей мир, чтобы Собою спасти человечество. Тем самым Божия Матерь служит главным орудием этого спасения. Ее плоть, Ее душа, Ее мысли, Ее ум стали частью воплотившегося Господа, так что Господь воспринимает всего человека – с умом, душой, чувствами, со всем, кроме греха.

Мы сегодня, в Рождество Богородицы, прославляем Ее, чествуем, как великую Матерь Господа нашего. И в этот день, когда мы отмечаем и Ее преславное материнство через Ее рождение, мы размышляем все вместе о самой святости материнства и отцовства. Мы часто забываем, что наше материнство и отцовство – не наше право, это дар, данный нам Богом, а мы воспринимаем его нашим правом, которым мы можем воспользоваться, а можем и не воспользоваться. А иногда мы даже пренебрегаем этим даром и пользуемся им так, что прерываем жизнь другого человека, нарушая святость материнства и отцовства. И мы должны говорить о том, что в прерывании жизни, в котором участвуют женщины, виноваты и мужчины: вместе с ними принимаются решения о прерывании беременности. Мы в России живем со страшной статистикой совершаемых детоубийств, поскольку на число рожденных детей, почти столько же детей убиенных в нашем Отечестве. На миллион рожденных детей мы получаем восемьсот или девятьсот тысяч убиенных детей в течение года. Это страшная статистика, страшнее всякой войны: не на всех войнах убивается такое большое количество людей, и мы сами своими руками убиваем этих детей. И виноваты здесь не только женщины, но и мужчины, которые не способны быть главами семей, не способны обеспечить жизнь женщин. И мы должны говорить об общей ответственности всей семьи за принимаемое страшное решение.

Посмотрите, как поступали Богоотцы Иоаким и Анна – родители Преблагословенной Владычицы? Они до старости лет – до восьмидесяти лет – не имели детей, и были поношаемы во всем обществе, потому что в древние времена не иметь возможности родить ребенка означало прямое наказание Божие за грехи. И они были поношаемы, хотя были добродетельны, и с каким смирением и послушанием Богу они несли этот крест отсутствия детей… А как мы относимся к тем испытаниям, которые Господь и жизнь посылают нам? Мы ропщем, ищем виноватых, грозим пальцем Самому Богу и говорим: Ты, Господи, виноват в том, что у нас нет детей. При этом мы стараемся забыть всю нашу прошедшую жизнь, переполненную грехами и страстями, мы даже иногда не помним, сколько раз и как мы согрешали, потому что этих грехов так много, что наш ум не способен вместить все эти события греховные. Мы, переступая во взрослую жизнь, стараемся забыть грехи молодости, думая, что это были не мы, все это было не с нами, все это прошедшая, не относящаяся ко мне жизнь… При этом мы забываем, что все, что мы заложили в детстве, в юности, молодости своей – мы пожинаем плоды в своей старости.

Так вот Иоаким и Анна в старости пожали благодатные дары, потому что они проявили терпение и неустанную молитву к Богу, и Господь посетил их и вознаградил их бесплодие долгожданным и драгоценным плодом – Божией Матерью. Да, восемьдесят и девяносто лет – это не время рождения человека другим человеком, но Бог способен преодолеть и это средостение. Поэтому вознаградив человека за его смирение, за его настойчивые просьбы, Господь превосходит и возрастные препятствия. И мы должны учиться тому, что нет того, просимого нами, чего Господь не исполнил бы. Он все способен исполнить, лишь бы мы это просили с усердием, лишь бы мы подтверждали эти просьбы благодатной безгрешной жизнью, чтобы Господь, глядя на нашу праведность, исполнил просимое, даже если нам оно кажется совершенно невыполнимым.

Иоаким и Анна в силу добродетельной жизни получили дар материнства и отцовства. Они стали достойными родителями Той, Которая родила Бога. А много ли в наших семьях рождается героев? Нет, скажем мы, не много. Больше, к сожалению, рождается преступников. Больше рождается детей, у которых складывается неудачная жизнь, и мы должны задуматься, кого мы рождаем? Способны ли мы рождать героев в жизни, или мы способны только рождать неудачников, в которых нет ни жизненных сил, потому что жизненные силы берутся от нас, от предшествующих поколений, нет ни мудрости, потому что мудрость берется от родителей, от того, как они воспитывают детей, и нет часто физических сил, потому что родители рождают больных детей, сами нося болезнь в себе и культивируя эту болезнь в предшествующих поколениях, так что мы получаем не то что больную ветвь, но целое древо нашей семьи бывает зараженным и физически, и духовно. Если мы не будем придерживаться добродетельной жизни, не будем бежать от грехов и страстей, то последующие поколения не скажут нам спасибо, они лишь будут искать в нас причины своих бед, и будут не благословлять, а проклинать нас. Каждый из нас несет в себе великую ответственность за последующие поколения людей, которые произрастут от вас.

Глядя на святых Богоотцов Иоакима и Анну, глядя на подвиг Божией Матери, будем стремиться к добродетельной жизни, в полноте ответственности неся крест своей жизни, понимая, что мы несем ответственность за многие поколения людей. И пусть Божия Матерь, Рождество Которой мы сегодня отмечаем, будет для всех нас покровительницей и наставницей в жизни, сохраняя нас от грехов и указывая праведный путь нашей жизни. Пресвятая Богородица, помогай нам! Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора в праздник Рождества Пресвятой Богородицы