Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю 17-ю по Пятидесятнице
Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских, г. Смоленск, 5 октября 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, в Евангельском чтении, которое мы слышали только что, прозвучали слова апостола Петра ко Господу: Петр и его родные братья удивились тому, что они целую ночь ловили рыбу и ничего не поймали, но когда Христос пришел со всем народом к Галилейскому морю и зашел на корабль, чтобы Его слышали все люди, Он отплыл от берега, чтобы Его все видели, и Он смог до каждого донести Свое Божественное слово, после этого Он повелевает днем, когда обычно, как это знают рыбаки, рыба не ловится, Петру, Иакову и Иоанну взойти на лодки, чтобы поймать рыбу. И Петр говорит Спасителю: Господи, мы трудились над этим всю ночь и не поймали ни одной рыбки, а сейчас тем более не будет этой возможности… Но то, что не бывает у человеков, совершенно точно исполняется у Бога. И когда они вытащили сети, сети от множества рыб прорывались, и все люди эти не поверили своим глазам. И им пришлось попросить еще одну лодку, которая тоже, как мы сегодня слышали в Евангелии, от множества рыб могла утонуть. Вот как слава Божия может проявиться в обычном человеческом деле.
Но мы часто не сопоставляем это событие с нашей жизнью. А ведь Господь подобно тому, что Он сделал с апостолом Петром и иными учениками, ежедневно это чудо совершает над нами. Множество рыб – это жизненные силы, которые мы с вами ежедневно получаем для того, чтобы прожить этот день. Но как мы используем этих рыб? Что мы с ними делаем? Как мы проводим наступивший день? Как мы его завершаем? И благодарим ли в начале дня и в конце Бога? Либо для нас это является обыденностью, нам представляется, что это само по себе происходит, и мы лишь часть бездушного механизма, который называется жизнью вселенной? Но все не так. Господь дает силу, и возможность, и энергию всему, что мы видим или не видим. Он также дает жизненные силы каждому из нас, предопределяя для каждого из нас судьбу и ожидая от каждого из нас исполнения заповедей – осуществления этой Богозаданной судьбы.
Но как правило, мы выбираем что-то свое. Мы сами определяем судьбу, нам кажется, мы лучше Бога знаем, чем должен быть наполнен сегодняшний день. Поэтому и здесь, в нашем микрорайоне, в котором живет около десяти тысяч человек, только вы пришли сегодня на службу. Это свидетельство тому, что иные люди как-то по-иному определяют выбор сегодняшнего дня, у них иные планы, иные задачи. Вот так каждый из нас по-разному использует Божию благодать, которую Господь ежедневно дает в нашей жизни.
И обратите внимание, что ближайший ученик – Петр отвечает Господу: отойди от меня, ибо я человек грешный… Что это означает? Это не то же самое, что произошло в стране Гадаринской, когда жители увидев, как их стадо вверглось по повелению Божию в море, всем селением попросили Господа, чтобы Он даже не заходил в их населенный пункт, потому что они не готовы были принять слово Божие. Но здесь, когда апостол Петр говорит свои слова, речь идет не о том, что он хочет отвергнуть Божию благодать, а о том, что он осознает самым глубоким образом свое недостоинство перед Богом – недостоинство находиться рядом с Ним и принимать Божие чудо, которое Он совершил здесь на Галилейском море. Но Господь, видя его смирение, видя расположение его сердца, говорит: отныне будешь ловцом человеков, указывая ему на апостольское служение.
А мы, дорогие мои? Пролетают ли через наш ум или сердце слова: Господи я недостоин или недостойна того, чтобы Ты был рядом со мной? Такие мысли нас вообще не посещают. Нам представляется, что если мы встали утром на пятнадцатиминутную молитву, да еще и вечером заставили себя помолиться, то Бог точно должен нам помочь, должен исполнить все наши просьбы. А если мы пришли в храм, мы ждем, что к нам подбежит священник и начнет нас исповедовать и причащать, и он сам нам все объяснит, а нам при этом ничего делать не нужно… Дорогие мои, мы часто относимся к Богу и Его Святой Церкви как к супермаркету, ожидая, что здесь должны выполняться наши заказы. «Мы платим деньги, поэтому, будьте добры, выполните все так, как мы хотим!». Но по-настоящему все не так, как мы думаем. Если мы приходим в храм Божий, то Господь, прежде всего, от нас ждет сердечной жертвы – покаяния, исправления нашей жизни. А если мы при этом находим возможность дать копеечку на то, чтобы это строение и люди, работающие здесь, могли поддерживать свои жизненные силы, то это наша жертва Богу. Но мы так не думаем. Мы думаем, если мы пришли, да еще что-то передали – нам точно все должны. Дорогие мои, в нас нет смирения, нет смиренномудрия, которого ждет от нас Господь. И нас не посещают мысли о том, что Господи, я недостоин быть рядом с Тобой, и то, что я пришел в храм Божий, это не мое достоинство или право – это Твоя благодать, которую Ты даешь мне, чтобы я имел возможность покаяться, изменить свою жизнь, получить благодать Твою, чтобы освятить свою мрачную, никчемную жизнь…
Услышав сегодняшнее Евангельское чтение, задумаемся, есть ли в нас хотя бы малая толика смирения, и услышим голос святого апостола Павла, который сегодня во втором послании к коринфянам говорит нам: есть ли что-либо общее между Церковью и идолослужением? – нет. Идолослужение, дорогие мои, – то, чему мы поклоняемся вне Бога. Своим страстям, своим предпочтениям, своим, созданными нами, идолам. Так вот, нет ничего общего между Церковью и идолопоклонством. Будем же верными чадами Божиими, освящая себя благодатью Божией, и давая Богу возможность совершать в сердце, и в душе, и в теле нашем дело Его спасения. Аминь.





