Обновления

Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный сбор, г. Смоленск, 12 октября 2014 г.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение от Луки свидетельствует о том, каким должно быть христианское милосердие. Причем, затрагивается самая глубина и суть этого вопроса. Нам естественным образом нравится быть милосердными для людей, которые нравятся нам, и которым нравимся мы. Нам кажется, что, если мы оказываем это милосердие любящим нас людям, то мы совершаем добродетель. Но мы, дорогие мои, ошибаемся, потому что быть милосердным, как минимум, – это естественно для нашей человеческой природы.

Но Бог в сегодняшнем Евангельском чтении говорит об ином. Не о том, что для нас естественно и что мы должны выполнять по сути, а говорит о подвиге милосердия. О том подвиге, который способен оказывать милосердие людям, не любящим нас и даже врагам.

Нам легко слышать о том, как нужно прощать врагов. Мы часто указываем окружающим нас людям, как они должны относиться и к друзьям, и к врагам. Но когда это касается нас самих, мы не находим в себе силы не то, что оказывать милосердие врагам, но даже прощать их. Мы готовы делать все, что угодно, но только не простить человека, принесшего нам вред. Мы готовы часами молиться, ходить в церковь, исповедоваться, но простить человека у нас нет сил. Поэтому милосердие – это подвиг. Причем подвиг такой, что мы не должны себе представлять, что если мы даем, по Библейским мерам, десятину от того, что имеем, то мы милосердны.

Сама этимология слова “милосердие” предполагает настроение сердца. Поэтому, если нам представляется, что мы формально должны кому-то или чему-то пожертвовать, для того, чтобы поставить в своем уме галочку, что мы совершили дело милосердия и на том успокоиться, то мы обманываем себя. Это, прежде всего, касается предпринимателей, людей, имеющих достаток, которые думают, что если они жертвуют от своего предприятия или коллектива людей, то они совершают дело милосердия. Это не так. Милосердие – это состояние сердца, это то самое близкое к сердцу, что мы должны совершить. Господь, прежде всего, ждет от нас милосердия, расположения сердца, а не количества денег, средств, которые мы передаем Богу или ближнему.

Если наше сердце потемнено грехом, если оно не расположено к ближнему, то бессмысленны те средства, даже если они измеряются миллионами и миллиардами, которые мы передаем Богу и людям. Жертва Богу – дух сокрушен и сердце сокрушенно. Мы должны помнить, что суть милосердия именно в решениях нашего сердца. А если наше сердце горит любовью к Богу и ближним, оно не смотрит, в каком размере передает и жертвует Богу. Оно жертвует все сполна. Как нам говорит святитель Иоанн Златоуст, если мы даем часть своего достатка ближним, и нам кажется, что мы милосердствуем, то мы обманываем себя. Нужно отдать все – самое дорогое, самое близкое сердцу, оторвать от себя то, что принадлежит тебе, – вот в чем суть милосердия. Поэтому Господу были приятны те две лепты, которые внесла вдова. Богу не нужны наши миллионы и наши миллиарды. Ему нужно наше сердце или то, что мы отрываем от него, тем самым свидетельствуя, что Бог для нас главнее того, что близко нашему сердцу.

Из сегодняшнего Евангельского чтения научимся тому, что быть милосердным – это значит своим сердцем решить помочь ближнему своему. Это значит, своим сердцем навсегда простить того человека, который нанес нам вред. Милосердие ведь измеряется не только материальным достатком, который мы предлагаем другому человеку. Бывает и духовное милосердие, когда мы не только отдаем что-то, отрывая от себя. Как говорил известный современный проповедник, быть духовно милосердным – это значит, позволить другому человеку находиться рядом, не препятствовать этому человеку быть рядом со своим сердцем. Вот что значит духовное милосердие, а не то, когда мы отдаем часть чего-то своего и отправляем подальше от нас того человека.

В подлинном смысле милосердие – это то, когда мы несем свой христианский крест и сердечно терпим рядом с собой людей, которые нам приносят скорбь. Часто бывает, что наши с вами родители в далеко преклонном возрасте являются обузой, особенно для молодой семьи. Или случается в жизни, что человек становится инвалидом и является обузой для семьи. Так вот, достойное терпение, исполнение христианского послушания в отношении этих людей являются, по сути, милосердием. Вот к чему мы должны стремиться. Или часто бывает, что в жизни человека настигают такие скорби, что он становится алкоголиком. Так вот, терпение рядом с собой такого человека, прощение его являются самым глубоким милосердием.

Милосердие – это не только жертва внешняя, но это и внутренняя жертва. Это наше крестоношение и наша способность помочь другому человеку также нести крест. Поэтому, услышим призыв, обращенный не только к архиереям, когда они совершают облачение свое, но и ко всякому христианину. Услышим смысл этих слов, обращенных к каждому из нас: “Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех”. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю 18-ю по Пятидесятнице