Слово епископа Исидора на Всенощном бдении в навечерие воскресного дня
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 4 октября 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, обращаясь к тому или иному Божиему событию, в том числе к событию Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы с вами никогда не ощущаем того, что это событие было две тысячи лет назад. Наша душа, наше сердце и даже наш скептический ум при размышлении о Божественном никогда не ощущает привкус времени. Это свидетельствует о том, что событие, которое мы воспринимаем, совершается вне времени. И это действительно так, поскольку Бог живет вне времени, пространства, вне физического поля. Бог превыше всего этого. Он живет над миром.
Бог, действуя через Свою Церковь, посылает нам эту надмирность, и мы ощущаем дыхание вечности именно здесь, в храме Божием. И нет никакого иного места, в котором мы могли бы становиться причастниками вечности. Причем, и наша человеческая природа соглашается с этим неоспоримым фактом – участием в жизни вечности. Для ума скептического, изучающего это невообразимое ощущение. Но когда мы вспоминаем и Рождество Христово, и Крещение, и иные события, в том числе в сегодняшний воскресный день – событие Воскресения и диалог Христа с учениками, мы сердцем своим чувствуем, что это было не тогда, две тысячи лет назад, а как будто бы происходит сейчас, и мы являемся зрителями этих событий.
Это свидетельствует о том, что Церковь действительно является символом, и не только символом – но частью вечности. Святых церковное предание часто называет гражданами неба и ангелами, живущими на земле. И эта связь с Богом и связь со святыми, и возможность общения с ними в рамках богослужения, нашей общественной соборной молитвы, нас подтягивает к вечности, забирает нас из земной обыденности, возносит нас и мысленно и духовно к вечному и небесному.
Если мы не ходим в храм Божий – мы не имеем возможности приобщаться к этой вечности. Мы проживаем тем самым только лишь короткую жизнь, лишь мгновение, которое будет потеряно в вечности. А через наше участие в Божием, в церковном мы себя вторгаем в вечное. И мы становимся соучастниками этого вечного, Божиего. Так спрашивается, почему мы себя лишаем этого вечного и часто стремимся быть мгновением в контексте вечности?
Пусть каждый из нас задумается, хочет ли он прожить жизнь кроткую, которую не вспомнит потом иной человек, не вспомнит и Бог? Либо человек стремится к тому, чтобы его вспомнили и иные люди, и Церковь Божия, и Сам Бог? Церковь воспевает своих верных последователей: “в память вечную будет праведник…”. Так пусть каждый из нас оставит в Церкви и в Небесной вечности память о себе. Поэтому мы сегодня в воскресный день вместе со всей Церковью, как и все время ее бытия, поклоняемся событию Воскресения: “Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению…”. Как можно кланяться тому, чего уже нет или что было когда-то? Нет, не так. Мы кланяемся Святому Воскресению, которое произошло здесь и сейчас. Потому что Бог живет в вечности. Потому что Бог совершает воскрешение душ в вечности. И это происходит с нами не когда-то, а здесь и сейчас. И Божия реальность пусть всегда присутствует в нашей жизни, чтобы эта реальность для каждого из нас стала вечностью. Аминь.