Обновления

Слово епископа Исидора на Божественной литургии в праздник Крещения Господня

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в праздник Крещения Господня

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 19 января 2014 года


Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы с вами отмечаем великий праздник Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Мы переживаем это событие вместе со всеми его участниками. Сегодня мы слышали Евангельское чтение от Матфея, в котором повествуется о том, что Господь пришел на Иордан, чтобы исполнить всякую правду. В чем заключалась эта правда? В том, что Господь не нарушает Ветхозаветный Закон, Он его во всем исполняет. И это последнее предписание Ветхого Завета, которое было введено пророком Иоанном Крестителем, Он также исполнил, войдя в воды крещения, подобно грешному человеку. И мы услышали недоуменные слова святого пророка: не я, грешный человек, должен крестить Тебя, а Ты должен крестить меня, поскольку Ты и есть истинный Бог, покаяние Которому люди, входящие в Иордан, должны приносить.

Но Господь смиренно склоняет голову, чтобы исполнить правду Божию, чтобы последующие поколения людей не смогли сказать, что Господь нарушает Закон. Он входит в воды Иордана для того, чтобы освятить их Своей Богочеловеческой природой, в которой после Воплощения и Рождества Божие и человеческое неразрывно прибывают вместе. Через это Господь освящает Иордан. И мы слышим в песнопениях “Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять”. От вхождения Господа в воду даже Иордан потек в другую сторону, тем самым свидетельствуя о сверхъестественности происходящего. Господь вошел в воду Иордана, чтобы для всех нас раз и навсегда подтвердить рождение от Духа Святого. Вы помните, как после этого Он беседует с Никодимом, и говорит непонятные для него слова о том, что тот, кто не родится от Духа и воды, не войдет в Царствие Божие. И Никодим спрашивает Его: “А как можно человеку родиться еще раз?”, не понимая, что речь идет о духовном рождении. Но мы знаем, что таинство Крещения, основанием которому является Сам Господь, вводит нас в новую, вечную жизнь, в Царствие Божие.

Подвижник благочестия XX века Никон Воробьев говорил о том, что Церковь является тем кораблем, который перевозит нас от жизни греховной в Царствие Божие. Невозможно человеку переплыть море самому. Без того, чтобы взойти на этот корабль, невозможно войти в Царствие Божие. Поэтому всякий сидящий дома человек, который говорит, что верует в душе, а в церковь ему ходить не обязательно, и креститься необязательно, обманывает сам себя. Нет иного пути в вечную жизнь, как только через Христа и во Христе. Все иное нас только губит. Таинство Крещения – обязательное для всех нас условие вхождения в вечную жизнь. “Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие…” (Ин. 3,5). Так говорит Господь. И мы с вами наследуем жизнь вечную через нашу крепкую веру в Господа, через шествие по тому пути, который указывает нам Господь. А Он указывает нам, что мы должны участвовать в таинстве Крещения, с верой и надеждой на то что Господь Своей благодатью освятит нас, даст память смертную, облечет в ризы нетления.

Святая Церковь установила чин великого освящения воды, который совершается 18 и 19 января. При сугубых молитвах, творимых священнослужителем, и при погружении креста, освящается водное естество. И наше отношение этой воде, которую мы набираем в день Крещения, должно быть более, чем благоговейным, потому что это та самая вода, которую Господь очистил, входя в нее.

В нашей жизни есть такое явление, когда люди стараются набрать воды, даже не заходя в храм, хотя и находятся рядом с храмом. Они уверены в том, что через механическое употребление воды, через те ее свойства, которыми она, безусловно, обладает, получат пользу для себя. Как правило, они думают лишь о телесной пользе, не размышляя о том, что, прежде всего, святая вода оказывает воздействие на душу. И как говорит об этом в XX веке священномученик Фаддей (Успенский), такие люди обманывают себя. Если бы Господь хотел, чтобы эта вода оказывала действие только на наше тело, то он сотворил бы нас без болезней и без смерти. Но Он сотворил нас смертными, и попускает нам болеть телесно, так как стремится к уврачеванию наших душ, которые, в первую очередь, и страдают от нашей греховной жизни, а вследствие этого и наше тело получает повреждение.

Святая вода оказывает воздействие, прежде всего, на душу. И человек, принимающий ее, должен думать о том, что эта благодатная вода принесет его душе. Только через это понимание и глубокое сознание, через просьбу очистить от греховной жизни, через принятие благодати, которая задерживается на этой святой воде, человек получает, в том числе, и телесное исцеление, но не наоборот. Потому бывает бессмысленным пребывание людей около храма, просто ради того чтобы во дворе храма набрать воды. Часто в таком случае эта вода бывает бесполезной для человека. Тем более, что люди, случается, приносят воду и забывают о ней на целый год, прибегая к святыне лишь в случае, если действительно постигла серьезная болезнь.

Духовное отношение к святой воде является непременным условием той благодарной помощи, которую Господь оказывает через принятие этой воды. Будем благоразумны, дорогие мои, и с благоговением будем принимать эту воду, прося прощения грехов, освящения нашей души и тела.

Я всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником Крещения Господня и желаю всем христианам, по слову апостола Тита, послание к которому мы сегодня слышали, принявши баню пакибытии, быть в подлинном смысле наследниками вечной жизни. Желаю быть в подлинном смысле христианами – людьми, от которых исходит свет, распространяется на весь окружающий мир через добрые дела, через благоговейное отношение к святыням, через то, что мы являемся учителями для окружающих людей. Пусть Господь, просвещающий и освящающий нас, даст каждому из нас ту благодатную помощь, в которой все мы нуждаемся, исцелит и благословит нас.

И ныне приемлемая нами благодатная великая вода пусть даст каждому из нас все, о чем мы просим Господа в своих молитвах, пусть эта животворящая вода даст нам самое главное – спасение и возможность пойти в Царствие Божие. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в праздник Крещения Господня