Обновления

Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Прощеное воскресенье

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Прощеное воскресенье

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 22 февраля 2015 г.

Дорогие братья и сестры, мы достигли Прощеного воскресенья (воспоминание Адамова изгнания), и с завтрашнего дня начинается поприще Великого поста. Почему тема поста так неразрывно связана с библейским событием изгнания Адама и Евы? Эти события связаны потому, что причиной изгнания явился ряд поступков, которые совершил Адам по отношению к Богу. И когда мы называем это изгнанием, мы понимаем, что Бог не в гневе Своем несправедливо изгоняет Адама из Рая – это Адам ставит себя в такое положение, в котором невозможно после поступков, которые он совершил, находиться в Раю. Господь, чадолюбивый Отец, обещает ему то пространство жизни, в котором он, человек, свершивший грех, способен находиться. Поскольку совершенный Адамом грех сделал способным его не видеть Бога, поскольку он обратился к своим чувствам, к своей плоти, он послушал змея, который предложил ему стать богом, и тем самым он как будто бы стал на это место. На самом деле то место, которое предлагал ему дьявол, и есть то состояние отсутствия Бога, в которое Адам попал после выхода из Рая.

Евангелист Матфей и апостол Павел в посланиях к римлянам называют нам те причины, по которым Адам и всякий наследник Адама (а наследниками Адама являемся все мы), совершаем все те же ошибки. Поэтому мы, дорогие мои, когда искупаем грехи во Святую Четыредесятницу, которую Господь определил нам для того, чтобы мы все силы своего бессмертного духа направили на борьбу со страстями и похотями, для того чтобы мы очистились, встречая Пасху Господню, которую невозможно встретить, не очистив чувства свои, разум свой. Всвязи с этим нам необходимо совершить подвиг поста. А его совершить невозможно, если не совершать борьбу со страстями и похотями.

Все мы, так или иначе присутствующие здесь, знаем, что нужно сделать Великим постом. Но как только он начинается, мы с вами изнемогаем от собственной души, тела. Мы изнемогаем, потому что ищем послабление тому противостоянию, которое оказывает наша душа и наше тело.

Господь нас в Евангелии от Матфея предупреждает – где наше богатство, там и наше сердце. Если наша человеческая природа стремится к греховному, значит там наше богатство, потому что наше сердце зовет прежних поступков, прежних мыслей.
Но все мы призваны к тому, чтобы хотя бы в дни Святой Четыредесятницы противостоять греховным хотениям нашей природы. И если мы имеем хоть малый духовный опыт, мы должны услышать слова апостола и евангелиста Матфея, который говорит, что если мы начинаем поститься и это отчасти нам удается, то мы не должны принимать облик постящихся, потому что такой пост, который мы показываем другим людям, может принести нам вред.

Бог повелевает нам по слову Евангелия совершать добрые дела втайне, так, чтобы совершенное втайне приносило нам явную пользу. А если мы кичимся постом, если мы окружающим людям показываем, насколько мы умеем поститься, то мы обманываем себя, потому что само по себе восхваление нас уже является грехом.

Поэтому, совершая Великий пост, мы должны, прежде всего, думать о том, как угодить Богу, а не как понравиться нашим ближним, даже в христианской общине. Святой апостол Павел вместе с евангелистом Матфеем предупреждают нас о том, чтобы мы, совершая телесный пост, нашли в себе силы не осуждать ближних, которые по той или иной причине не способны поститься или не желают этого. Каждый из нас будет лично отвечать перед Богом, и нам с вами неизвестны обстоятельства, по которым тот или иной человек не совершает пощения. И мы должны найти в себе силы не осуждать наших ближних, думая, что они, вкусив ту или иную пищу, нарушат пост. Ведь пост – это не диета, а прежде всего, воздержание душевное, стремление укрепить наш дух в его противостоянии телесным потребностям. Поэтому направим все силы нашей души, чтобы не осуждать ближних, а преклонить колена нашего сердца к тому, чтобы, осознав свои грехи перед Богом, покаяться, попросить у Него прощения, исправить свою жизнь через деятельное покаяние. Лишь тогда мы можем от Господа ожидать благодати, вразумляющей, освящающей и укрепляющей нас. Дух Господень внидет лишь в ту душу, которая осознает необходимость Бога, которая кается в своих согрешениях, которая стремится к исправлению, призывая Бога в помощь. Только такая душа будет укреплена благодатию Святого Духа.

Во время поста мы не должны искать таких чувств, которые нас развлекают, которые отвлекают нас от богомыслия. Поэтому когда задают как будто бы каверзные вопросы: возможно ли во время поста то или иное развлечение, в том числе, и интеллектуальное (кино, театр или замечательная художественная книга), то ответ один: если чтение, просмотр фильма или спектакля соединяет нас с Богом, а не отвлекает от Него, то это возможно. Но если такое времяпрепровождение не приносит нам духовной пользы, то мы должны от этого отказаться, понимая, что это пустая трата времени. Это прожигание нашей вечности, к жизни в которой мы все с вами призваны. Где богатство ваше, там и сердце ваше. Так будем же временными бедняками и вечно богатыми людьми. Нам не стоит выбирать богатство сего времени и становиться временными богачами и вечными бедными людьми. Выберем духовное, вечное, чтобы через это сделаться навсегда духовно богатыми людьми. Это богатство, которое ни воры, ни тление, ни что-то иное не способно от нас оторвать.

А богатство этой жизни, в том числе, интеллектуальное, является временным, поскольку после нашей кончины оно не принесет нам пользы. Постараемся же духовно богатеть. Постараемся, как об этом говорит апостол Павел, совлечься ветхого человека. Облечемся в человека нового и станем сынами света.

Пусть каждый из вас в эти предстоящие дни Великого поста постарается получить этот божественный свет через противостояние греху, через прощение обид, которое является главным условием поста. А если мы с вами внимательно читаем Последование ко Святому Причащению, то помним слова о том, что желающий приобщиться к Чаше должен прежде примириться с опечалившими его. Господь перед христианином ставит задачу не только простить окружающих людей, но и найти в себе силы и мужество, чтобы примириться с теми, кто причинил нам зло. Без этого невозможно прощение от Господа. И Господь говорит нам, в чем дело, потому что только Он имеет право прощать или не прощать грехи, а мы как чада Божии и Его рабы должны лишь следовать Ему, размышляя лишь о том, что ведет к Нему. Поэтому всякое зло, совершенное против нас, мы должны принимать, как милость Божию.

Я все вам, дорогие мои, желаю в Великий пост укрепиться благодатию Святого Духа, который подается нам через наше участие в богослужении, через наше участие в Таинствах Церкви, через особое молитвословие, которое предлагает Великий пост, как инструмент, помогающий человеку в деле его спасения.

Канон святого Андрея Критского, который мы будем слышать в предстоящие четыре дня, и литургия Преждеосвященных Даров с особым покаянным настроением, – все это должно послужить тому, что мы духовно преобразимся. И не только телесно, но и внутренне будем прославлять Отца нашего Небесного, Который ждет от каждого из нас исправления и движения к Нему, Небесному Отцу, в Котором вся наша жизнь, весь смысл, вся правда, в Котором мы с вами получаем исцеление нашей природы и прощение, в котором все мы едиными устами должны восхвалять славу Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Прощеное воскресенье