Обновления

Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне

Церковь святых Новомучеников и Исповедников Российских, г. Смоленск, 8 февраля 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами переступили еще одну духовную ступень, возводящую нас к Великому посту. В прошлое воскресение мы вспоминали притчу о мытаре и фарисее, обличая гордость фарисея и каким-то образом пытаясь оправдать, насколько это возможно, мытаря. Сегодня мы с вами размышляем над предлагаемой святой Церковью притчей о блудном сыне. У отца было два сына, и вот младший однажды попросил часть имения, полагающегося ему по наследству, для себя. Он отверг возможность проживания с отцом и старшим братом. Он решил, что возьмет часть имения, полагающегося ему, и распорядится этой частью так, как сочтет нужным, не советуясь ни с отцом, ни с братом.

Мы с вами услышали историю о том, как, оказавшись в далекой стране, он не смог мудро распорядиться этим богатством. Он расточил это богатство и дошел до такого нищенского состояния, что вынужден был стать рабом у иного господина и выполнять самую тяжелую, грязную, неблагодарную работу – пасти свиней. И поскольку он был настолько беден, что не мог приобрести пропитание, то вынужден был питаться из того корыта, из которого ели те свиньи, которых он пас. Дойдя до самой крайней точки обнищания, этот человек начал размышлять: “Что со мной произошло, почему я дошел до такой жизни?”. Благодаря этим размышлениям он принимает решение вернуться к отцу – вернуться не в достоинстве сына, но вернуться как раб, чтобы трудиться вместе с рабами, которые помогают отцу. Он не надеяться быть встреченным как сын, он был согласен стать рабом у отца.
И вот он медленно возвращается по той дороге, по которой когда-то смело, дерзновенно уходил из дома отчего. И вот уже на горизонте отчий дом; и отец, увидев возвращающегося сына, бежит ему навстречу, обнимает и целует его, несмотря на то, что этот человек согрешил перед отцом. Отец с любовью обнимает своего блудного сына, надевает на него самую дорогую одежду, которая есть в доме, и устраивает самый богатый пир по случаю его возвращения.

Мы видим и образ старшего сына, который неотлучно находился в доме отца, трудился, выполняя работы, может быть, и за младшего сына. И вот он видит пир, который устроил отец по возвращению младшего сына, и не может не возмутиться: он, человек который ежедневно трудится в поте лица своего, здесь, в отчем доме, никогда не был удостоен такого пира. А тот человек, который предал отца, расточил часть семейного богатства, теперь сидит в дорогой одежде, на почетном месте, и наслаждается тем богатством, которое, с точки зрения старшего брата, уже не должно ему принадлежать.

При беглом взгляде на все это можно необдуманно согласиться со старшим братом, потому что по справедливости человеческой нужно было бы сделать все наоборот – чествовать старшего сына и наказать младшего. Но мы видим совсем иной образ отца, не похожего на наших земных отцов. Потому что речь здесь идет о Небесном Отце, для которого, по слову Священного Писания, возвращение одной овцы в стадо является большим торжеством, чем обычное состояние 99 овец, пасущихся в этом стаде.
Образ Отца Небесного, Каким Он предстает в этой притче, убеждает нас, что Отец, о котором мы слышали, совершенно не похож на нас, потому что прощает всякое согрешение, совершенное против Него. Нет такого греха, который бы Он не простил, ожидая нашего возращения, когда мы медленно, как будто бы не желая, идем к Нему навстречу, а Он сам бежит к нам, обнимая и лобызая нас, желая, чтобы мы были вместе с Отцом, наслаждаясь тем великим богатством, которое было сотворено Им.

Всякое слово в этой притче обращено, дорогие мои, к нам, потому что мы во многом являем себя в большей степени младшими сыновьями, но некоторые из нас похожи на старшего сына. Такие люди как будто бы всегда находятся в храме, не совершают великих грехов, но в глубине их сердца затаилась гордость. Поэтому когда мы слышим в притче, что старший сын спрашивает отца: “Что это за торжество?” и отец объясняет ему, и старший сын говорит: “Это не брат мой, это твой сын, который жил в блуде”, тем самым, как будто указывая на грехи отца, который как будто бы не воспитал правильно младшего сына. Мы видим здесь и фарисейство, о котором размышляли неделю назад. И мы видим младшего сына в образе мытаря, грешника, но грешника кающегося, осознавшего свой грех.

Здесь же нам предлагается подумать о том, каковы же причины того решения, которое мы принимаем, чтобы уйти из отчего дома? Какие мотивы, какая логика и аргументы заставляют нас уйти из благополучия и довольствоваться пищею свиней? Господь через эту притчу отвечает на наш вопрос: это грех, наше желание жить в так называемой свободе, без Бога, это наше желание получить все здесь и сейчас. Мы требуем от Бога немедленно дать нам ту часть, которая нам полагается по нашему достоинству, но не думаем о том, что у нас нет сил и мудрости, чтобы не расточить это богатство. Блудно пожив на стороне, по нашим страстям и похотям, мы расточаем Божий дар, который изначально дан нам. Мы губим наш ум, мы не ценим наше время, мы растрачиваем наше здоровье, мы ссоримся с нашими ближними, и в конце концов, остаемся одинокими, никому не нужными людьми, как тот человек, который нашел себе прибежище среди свиней. И почему-то против всякой логики мы выбираем не жизнь под опекой Отца, под Его мудрым водительством, а самостоятельную греховную жизнь, в которой мы питаемся едой свиней. Мы выбираем себе эту мнимую свободу, соглашаясь есть свиную еду, но не соглашаясь вернуться в дом отчий, чтобы питаться настоящей отцовской пищей.

Эта притча – повод для каждого из нас подумать над тем, почему это происходит в нашей жизни, почему мы не рассудительны, хотя, выбирая грех, мы прибегаем к нашей человеческой греховной логике, и оправдываем себя, считая, что все, что мы сделали в жизни, подсказала нам сама жизнь, а мы здесь не виноваты. Мы забываем, что за каждым нашим поступком стоит наше решение, наш выбор. Это мы предпочитаем уйти от Бога и жить под властью дьявола. Это мы выбираем так называемую свободу, чтобы не видеть Бога. Не это ли есть состояние ада? Когда мы стремимся убежать от Бога, скрыться от своей совести, когда мы выбираем худшее, а не лучшее, – это и есть ад. Нам с вами не нужно ждать загробной жизни, чтобы понять, что это такое. Мы сами, время от времени удаляясь от Бога, ощущаем эту богооставленность, и это и есть состояние ада, которое испытывают те люди, которые выбрали злую участь в той жизни. При этом мы должны помнить, что Господь как чадолюбивый отец ждет нашего возвращения, Он все время смотрит в ту сторону, в которую мы ушли от Него, чтобы, когда мы появимся на горизонте, первым побежать к нам навстречу. Всякое наше покаяние Он приемлет. И когда мы сто раз, миллион раз согрешим, Он каждый раз прощает нас, потому что Он не похож на других отцов, потому что Он – Отец Небесный, Который любит не как всякий Отец, но как Бог, сотворивший человека по образу Своему и подобию. Мы должны осознать это чувство покаяния, которое должно присутствовать в нашей жизни, осознать ту неисчерпаемую глубину милосердия Божия, которое всегда открыто для нас. Осознаем это!

Сегодня во время апостольского чтения мы слышали и слова апостола Павла о том, что душа и тело наше – это Божии создания. И если мы грешим против души нашей и против тела, то грешим против Бога, создавшего эту душу и это тело. Но совершая подвиги воздержания, умудряя плоть, стремясь к целомудрию в нашей жизни, достойно совершая путь в браке, мы тем самым достигаем Божией чистоты, через телеса и души наши восхваляем Бога, создавшего их. Поэтому пусть эта притча о блудном сыне поможет нам в предстоящие дни наступающего Великого Поста осмыслить, что есть покаяние и зачем оно, какова цель нашего покаянного чувства. А цель эта такова, чтобы мы через осознание своих недостатков перед Богом изменили свою жизнь, и чтобы по той же самой дороге, по которой уходили от Него, мы вернулись и облобызали нашего Небесного Отца. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне