Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора в субботу первой седмицы Великого поста
Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в субботу 1-й седмицы Великого поста, день памяти Иверской иконы Божией Матери
Верхне-Георгиевский храм, г. Смоленск, 27 февраля 2015 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья, и сестры! Сегодня, собравшись в это субботнее утро в храме Господнем, мы слышали очень важные для нас слова из Евангелия от Марка: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк.2:27). Эти слова Спасителя, обращенные не только к законникам и фарисеям, но и ко всем нам, дают повод задуматься о том, что, по сути, для нас Великий пост. Либо мы этим постом должны исполнить некое предписание холодно, либо речь идет о том, что ко Господу, к исполнению Его Слова, к заповедям нельзя относиться механистически, безжизненно, полагая, что спасение человека состоит лишь в формальном исполнении определенных правил.
Евангелие от Марка говорит, что дело обстоит совсем не так. Фрагмент Евангельской истории, который мы сегодня слышали, рассказывает о том, что апостолы субботним днем шли за Христом и срывали колосья пшеницы, хотя по ветхозаветному иудейскому закону этого нельзя было делать. Так вот, Господь нам напоминает, что и время нашего поста не является временем формального исполнения закона Божия, поскольку всякий закон, в том числе и поста, это лишь инструмент, но не цель нашего спасения.
Именно поэтому в духовнической практике сложилось так, что священник, принимающий исповедь, регулирует степень нашего воздержания, указывает нам, в какой степени мы должны воздерживаться от той или иной пищи, сообразуя это с состоянием нашего здоровья. Духовник также благословляет или не благословляет определенное количество поклонов, количество произносимых нами келейно молитв, сообразуя это с нашей занятостью, с нами обязанностями в семье, на работе. Так что нет того универсального закона, формально исполняя который, мы можем сказать, что мы спасаемся. Мы с вами спасаемся верою во Господа, мы спасаемся любовью к Нему и к людям.
Поэтому всякий из нас, кто первую седмицу Великого поста провел, говея, не употребляя пищу вообще, или не употребляя растительное масло, или совершил какие-то особые подвиги: не спал или пребывал все время в храме, пусть никто из нас не хвалится этим. Потому что все это является не целью нашего спасения, а лишь средством. Средством, которое может кого-то умудрить, склонить к покаянию, к размышлению над собственной жизнью, осмыслению собственных грехов, а кого-то подвигнуть к особой гордости, самомнению, желанию сравнить свои подвиги с немощами другого человека, и тем мысленно возвыситься, а значит, духовно погибнуть. Поэтому пусть никто из нас не хвалится никакими подвигами, потому что главный наш подвиг – это покаяние перед Христом; наше доброделание – вот что нас возводит к Богу. Все иное является лишь инструментами, – это относится и к молитвословиям, и к количеству поклонов, и к частоте причащения Святых Христовых Тайн – все это инструмент, возможность для нашего спасения. Поэтому услышим евангельское чтение, которое сегодня нам предлагает Святая Церковь, и будем мудры, в том числе и на поприще нашего пощения перед Господом, сообразуя все это с евангельским словом, сообразуя с опытом Церкви, с наставлениями святых отцов, с благословлением духовника или священника, принимающего исповедь.
Пусть для всех нас предстоящий совершаемый нами Великий пост, будет временем спасения нашего, временем укрепления наших духовных и душевных сил, временем нашего уцеломудривания, укрепления нас в мудрости, в исполнении заповедей Христовых. И пусть этот пост, который мы совершаем не без трудностей, приведет нас к главному – легкому игу Христову, к которому мы стремимся, как стремимся избавиться от наших грехов, страстей, от уз греха. И совлекшись уз греха, мы станем в полном смысле рабами Христовыми. Аминь.