Слово Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Серафима Саровского
1 августа 2015 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию на соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваше Высокопреосвященство и Преосвященства! Уважаемый Валерий Павлинович, губернатор Нижегородской земли! Матушка Сергия с сестрами святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры, паломники! Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным днем – 112-й годовщиной со дня прославления преподобного Серафима Саровского.
Радуюсь возможности вновь посетить эту святую землю, поклониться цельбоносным мощам преподобного, помолиться вместе со всеми вами, еще раз увидеть дивную красоту сего святого места, которое гармонично сочетается с духовной красотой преподобного Серафима. Хотя старец Серафим был смиренным затворником, а обитель Дивеевская блещет своими золотыми куполами, между преподобным и монастырем, между духовным подвигом и видимой красотой – огромная внутренняя связь. Этот монастырь стал именно таким, потому что преподобный Серафим явил духовную красоту Богом зданной человеческой природы.
Сегодня в чтении из Послания к Галатам мы слышали дивные слова апостола Павла: “А те, кто Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми” (см. Гал. 5:24). Преподобный Серафим действительно распял похоть плоти и всякую страсть и, как результат, обрел ангелоподобную жизнь. Что же такое похоть плоти? Мы часто употребляем эти слова, не очень задумываясь об их смысле. По учению святых отцов, похоть – это господство плоти над человеческим разумом, волей и чувствами. Когда закон плоти торжествует, а закон духа отступает – это и есть похоть плоти. Почему же апостол соединяет похоть плоти со страстями? Страсть есть видимое выражение господства плоти над человеческим духом. Гнев, чревоугодие, сребролюбие, честолюбие, властолюбие, наконец, ничем не стесняемые чувственные наслаждения – всё это проистекает от господства плоти над человеческим духом.
А почему употребляется в нашем языке такое слово, как “страсть”? Ведь в прямом смысле страсть – это страдание. Но употребление этого слова не случайно, потому что похоть плоти всегда приводит человека к страданию, она не может принести подлинного счастья. Трагедия заключается в том, что сиюминутное проявление похоти мы иногда отождествляем со счастьем, но это совсем не так.
Но те, кто Христовы, плоть распяли со страстьми и похотьми. И учение Спасителя нашего является вечным и всепобеждающим, потому что открывает нам подлинную перспективу человеческого счастья. Если хочешь быть счастливым, стань вначале человеком, научись управлять своей плотью, употребляй волю и разум, подчиняй свое физическое начало возвышенному духовному началу, и тогда за этой земной жизнью открывается духовная перспектива блаженства, счастья и спасения.
Был ли счастлив преподобный Серафим? Да, несомненно. Наверное, никакой силой нельзя было снять его с камня, когда он молился тысячу дней и ночей, или вывести из пустыни и поместить в центр крупного города, где люди услаждают свою плоть. Он просто не смог бы там жить. Его внутреннее состояние было несовместимо с тем, что является вожделенным для очень большого числа, если не большинства, людей. Он был по-настоящему счастливым человеком, если мог в одиночестве, в лесу молиться тысячу дней и ночей, потому что только силой духа можно преодолеть человеческую усталость, слабость, голод и жажду, – но ведь это преодоление и помогает человеку подняться к небу, взлететь над повседневной суетой и повседневными скорбями.
И, наверное, совершенно неслучайно преподобный носил имя Серафим, в честь огненных небожителей, пребывающих в общении с Богом в некоей неведомой для нас высоте, в тех мирах, которые от нас сокрыты, пока мы живы и пока мы находимся в теле. Он был подлинно пламенеющим серафимом, и его внутренний мир был настолько богат, настолько прекрасен, что он был действительно глубоко счастливым человеком. Влияние примера преподобного не может ограничиваться ни местом, ни временем, и мы, люди XXI века, владеющие многими технически совершенными способами устроения жизни, может быть, лучше, чем люди XIX века, понимаем, в чем красота, сила и немеркнущее притяжение образа святого преподобного Серафима.
Дай Бог, чтобы его пример, его молитвы простирались на всех нас, особенно на нашу молодежь. Ведь именно в молодом возрасте нужно ясно понять опасность греха и поставить предел распространению похоти, чтобы она, как раковая опухоль, не съела здоровую жизненную ткань. И поэтому сегодня наша молитва к преподобному Серафиму, в первую очередь, о нашей молодежи, о молодом поколении, которое сталкивается с огромными искушениями и соблазнами, но для которых преподобный Серафим может и должен быть немеркнущим примером победы духа над всякой похотью плоти.
И Дивеевский монастырь, так же, как и Саровская обитель, сохраняет свое великое значение для всей нашей Церкви и для всего православного мира. Во-первых, потому, что здесь мощи преподобного, но, кроме того, еще и потому, что здесь как нигде в мире почитается его имя, и это постоянное молитвенное призывание великого старца земли Русской преображает человеческие сердца и создает особую духовную атмосферу, которую мы чувствуем, проходя через святые врата сей святой обители или идя по Канавке преподобного.
Я хотел бы молитвенно пожелать владыке митрополиту, матушке игумении, всем сестрам и всем нам, чтобы немеркнущая слава и духовная сила этого святого места сегодня, как и в прошлом, притягивала к себе тысячи и тысячи человеческих сердец, которые, соприкасаясь с подвигом преподобного Серафима, обретали бы ясную и правильную перспективу своей жизни.
Молитвами святого преподобного Серафима да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу, Нижегородскую землю и сию святую обитель. Аминь.