Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, день памяти прп. Амвросия Оптинского
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 10 июля 2016 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Евангелист Матфей предлагает нам сегодня для размышления слова Господа, посвященные Его промыслу о нас (Мф.,6: 22-33). И мы с вами слышали призыв Господень к тому, чтобы не заботиться о том, что нам есть, и что пить, во что одеться, потому что Отец наш Небесный знает все это, и, когда нужно, даст нам это. Но эти слова звучат для нас отдаленно, часто не касаясь нашей души, потому что для нас невообразимо, как это мы не будем заботиться о том, что нам есть и что пить, и во что одеться. Ведь вся наша жизнь посвящена тому, чтобы найти свой хлеб, обеспечить себя, дать возможность детям и внукам получить определенные материальные блага. И во всех этих здравых рассуждениях мы не слышим голос Божий о том, что все это, безусловно, присутствует в нашей жизни и неотъемлемо от нас. Мы не можем не заботиться о себе, мы не можем не беспокоиться о том, что поесть нам и что поесть нашим близким, родным, во что одеть наших детей и внуков. Но при этом мы не понимаем того, что это не может быть целью нашей жизни, это всего лишь то, что должно нас сопровождать в нашей жизни, но не быть целью. Подобно тому, как птицы небесные и полевые цветы, имея все эти украшения от Бога, и прилагая присущие им естественные способности, не делают ничего лишнего, не делают того, что не относится к сути их жизни.
Наша с вами жизнь преисполнена двумя крайностями. Либо мы вообще не о чем не заботимся, а если у нас есть малая толика христианской совести, то говорим, что мы ничего делать не будем, пусть Бог печется о нас, тем самым проявляя кощунственное отношение к Слову Божию. С другой стороны, мы так увлечены заботой о своем богатстве, что не видим в своей жизни Бога, потому что полагаемся только на свои силы, не понимая, что и силы-то дает нам Бог.
А Господь нас призывает к мудрости, к царскому пути, к такому пути, который, безусловно, будет сопровожден трудом, заботой о хлебе насущном, но в то же время все наши чувства и мысли должны быть направлены только к Богу. Если мы совершаем какое-либо земное дело служения своего, домашние обязанности или обязанности по работе, то каждое это дело, по слову Божию, мы должны начинать с молитвы. Всякое дело мы должны сопровождать мыслью о Боге, о том, что это дело, совершаемое нашими руками, должно быть приносимо в дар Богу и людям, окружающим нас, как чадам Божиим. И завершать всякое дело, которое благополучно совершаем, благодарением Богу. Так, чтобы и мысли наши и в начале, и в процессе, и в конце всякого дела могли бы быть всегда с Богом. С пониманием того, что сегодняшнее дело, которое внезапно возникло, также быстро пройдет, как и сама жизнь, а Бог, давший мне жизнь и это дело, будет со мной всегда, поэтому и мысли мои всегда только с Богом, и дело, которое я совершаю ради Бога и ближнего, благословенно Богом, потому, что совершается моими руками, а я служу Богу.
И поверьте, если с такими мыслями человек совершает свое дело, то оно спорится, оно обязательно сопровождается помощью Божией и помощью ближних, потому что Господь печется о каждом человеке. И если человек способен увидеть в жизни своей Бога, то Господь проявляет Себя в этой жизни, Он соработничает нам. Он воодушевляет, вдохновляет нас, укрепляя наши таланты, давая таланты новые, делая нас способными на дела, невообразимые для человеческой мысли, ведь подвиг человеческий невообразим для человека обычного, но человек, укрепляемый Богом, способен совершить в том числе и подвиг. А что может быть лучше дела, совершенного ради Бога, и ради ближних, в чем и есть суть подвига? Ничего! Поэтому будем стремиться к тому, чтобы наша жизнь проходила с Богом и в Боге. Даже совершая дела, самые далекие от жизни в вере, как нам кажется, мы должны понимать, что это дано нам Богом, и мы должны совершать их с честью и достоинством, с полной ответственностью за то, что нам вручено Богом.
Поэтому христианин в жизни своей, не только на богослужении в храме, но и в мирской обычной жизни, должен проявлять себя по-христиански, благословляя начало дела и благодаря Бога за его завершение, понимая, что все мы, христиане, должны искать Царствие Божие. А все остальное по воле любящего нас, заботящегося о нас Господа приложится само по себе. Аминь.