Обновления

Слово митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия после Акафиста у иконы Одигитрии

Главная > Проповеди > Слово митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия после Акафиста у иконы Одигитрии

Слово митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия по совершении Акафиста Пресвятой Богородице перед чудотворной иконой Смоленской, именуемой “Одигитрия”

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 10 августа 2016 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! В этот час нашей жизни мы предстоим пред образом, пред ликом Пречистой Богородицы, Матери Божией, Царицы Неба и земли. Мы предстоим перед иконой, а молимся живой Царице Небесной. Через икону Она открывает нам первообраз Свой, поэтому наше предстояние непростое, оно необычное. Мы должны молиться Ей как живой, пребывающей с нами, и тогда иное будет наше предстояние перед Матерью Божией, тогда иначе мы себя будем вести в этой молитве. Мы к Ней обращаемся, как к живой и просим у Нее во всех наших нуждах помощи, – у Самой Царицы Небесной. Это наша вера, это наше дерзновение, и в этом величайшая милость Царицы Небесной к нам. Она взирает на наши сердца. Она видит наши души. Она слышит нашу молитву. Если наша молитва действительно является молитвой, и если наше сердце действительно со трепетом, страхом и благоговением и надеждой предстоит перед Ней – это то состояние нашей верующей души, которое должно быть всегда у нас, – состояние души, предстоящей и молящейся Матери Божией.

Мы знаем пример защиты Божией Матери через мученика воина Меркурия. Город спал, никто не ожидал нападения врага. А ночной сторож в храме молился Божией Матери, не спал, не дремал. И услышал от Нее глас, повелевающий позвать Меркурия на защиту. И пошел сторож, и нашел Меркурия не спящим, а в полном воинском облачении, молящимся перед иконой Божией Матери. Вот кому Божия Матерь открывает Себя, вот, что привлекает Ее благодать к нам, – наше пред Ней предстояние. Казалось бы, надежды нет на спасение, а Божия Матерь заботится о людях, желает спасения и желает избавления из земного. И пришел воин Меркурий, помолился Божией Матери у чудотворного образа, принял Ее благословение и поразил войско, и поверг. И доныне мы вспоминает это чудо и радуемся ему.

Но нам не зря он [пример воина Меркурия] поставлен в память, он должен нам напоминать и о нашем предстоянии. Мы счастливы и благодарны, что мы с вами перед Ее ликом, но кто-то дома, кто-то в пути, кто-то в ином месте может предстоять перед Матерью Божией, и Она знает таких молитвенников, и Она спешит им на помощь. И Она не только им помогает, а иным, даже не просящим, даже спящим безмятежно.

Любовь Божией Матери необъяснимая и непонятная. Мы очень часто расслабляемся, спим в греховной жизни нашей, не бодрствуем. И то, что мы пока пребываем в милости Божий, безмятежно, во здравии, благополучии, при открытых дверях храма предстоим, – мы не знаем, за чьи молитвы дана нам такая милость. Но многие из нас знают прекрасно, что не за наши. И поэтому будем стараться быть внимательнее к своему спасению, и к тому, где мы и как, и перед кем предстоим. И если мы сподобляемся дара Божия предстоять перед ликом святым Спасителя, Божией Матери и угодников Божиих, мы должны все земное оставить, мы должны понять, что это миг, который пройдет, очень быстро пройдет. И в этот миг мы должны так сосредоточиться, все свое страшное, греховное выплеснуть перед святыней, обнажить свою рану греховную, открыть свое истерзанное страстями сердце, и так к Божией Матери возопиять, так Ей помолиться, чтобы эта молитва пронзила наше сердце. Чтобы эта молитва пронзила наше естество грешное, очистила нас от скверны грехов и дала нам утешение. Никто такого утешения не может нам дать, никто в мире. Мы поем “Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды…”. И так должно петь все наше естество, каждая клеточка нашего организма, чтобы действительно мы поняли, что никто в этом мире так не поможет нам, как Божия Матерь.

И в те минуты, когда мы предстоим перед Ней, мы должны особо взглянуть внутрь себя, понудить себя отрешиться всего земного, мирского, человеческого, и понять, что это предстояние, эта наша покаянная молитва и даст нам полноту духовной жизни, спасение, противостояние греху, победу над дьяволом-искусителем, губителем нашим, и даст нам силы жить по-христиански, свято, богоугодно, благочестиво, с терпением, смирением и твердым упованием не на себя и не на что человеческое, а на предстательство Самой Царицы Небесной, Матери Божией. Вот чего нам всем так не хватает. И поэтому, празднуя нынешнее величие Царицы Небесной, Которая так открывает нам Себя, мы должны понять, что должны приложить особый труд над самим собою, предстоять со страхом, благоговением, трепетом и детской верой перед Матерью Божией.

Наша вера должна подтвердиться нашими делами. Наше единственное дело – это покаяние в греховной нашей жизни, которая удаляет нас и от Матери Божией, и друг от друга, и от спасения. Это тяжелейшая борьба, самая страшная и тяжела борьба в мире. И она должна происходить в душе и сердце каждого из нас, никто не может уклониться от этой борьбы, от духовной брани, никто не может быть благополучным, без забот, легко пройти по жизни. Потому что мы все грешные, а избавление от греха – это борьба с самим собой и призвание помощи и благодати Божией, и Царицы Небесной для победы над самим собой. И тогда Божия Матерь может послать нас защитить кого-то из ближних наших, защитить Отечество наше, защитить нас, верных Христовой Церкви.

Преподобный Серафим Саровский, всемирно известный угодник Божий, любил Божию Матерь особенно, сподоблялся многих милостей от Нее. Но после сорокалетних только подвигов, величайшей борьбы, духовной брани с врагом нашего спасения и своей немощью, в затворе, в пустыне, будучи избиен до сметри, и много претерпевший – пост, лишения, безмолвие… И только через сорок лет Матерь Божия послала его утешать, укреплять, радовать всех, приходящих к нему. И принимать всех – через сорок лет. И он вышел из пустыни – не изможденный, не обессиленный, не суровый, – он вышел в сиянии небес и пасхальной радости, с которой он всех приветствовал. Вот утешение Божие человека, борющегося со своими страстями. И только тогда он сподобился поделиться этой благодатью со всеми. Никто не уходил от него неутешенным. И всех он приветствовал с радостью.

Нам не осилить такую победу, и мы не будем считать, кто мы и сколько мы подвизались будто бы. Дай Бог, чтобы у нас была чаще память о том, что мы согрешаем перед Богом и нашими близкими. И чтобы было у нас памятование о том, что нельзя так дальше жить, а нужно освободиться от этого гнета вражеского, от плена страстей, и принести покаянные молитвы, растворенные слезами, за себя, за свою греховную беду, в которой мы находимся.

И дай Бог, чтобы мы успели принести слезы покаяния, дай Бог, чтобы мы успели восплакать перед Божией Матерью, дай Бог, чтобы мы успели открыть Ей все наше греховное естество, понимая, осознавая и спеша с надеждой, что Она не укорит, не вспомянет беззаконий наших, не отвергнет нас, а с радостью примет и утрет всякую слезу от очей наших и даст нам благодатную силу противостоять греху, противостоять врагу нашего спасения диаволу, и силы даст жить, приносить плоды покаяния, приносить плоды благочестия, без которых мы не удержим у себя милость Матери Божией. И не просто нужен нам этот подвиг труда потому, что как святые отцы учат нас, мы можем быть судимы не только за грехи, прегрешения нераскаянные наши, но и за неделание нами добрых, спасительных дел. Потому и апостол Иаков предостерегает: вера без дел мертва (Иак.2:26).

И сегодня мы все предстоим перед ликом Пречистой Божией Матери с особым чувством, с особым духовным сокрушением, умилением, настроением. [Мы должны стремиться] чтобы оно было глубже, сокрушеннее, чтобы наше сердце смягчилось, чтобы могла слеза кануть из очей наших, чтобы мы, подходя к иконе Божией Матери, может быть, как никогда в жизни, попросили Ее прощения и попросили Ее помощи. Не к кому нам больше идти, мы пришли к Царице Небесной.

Пусть наш приход будет с доверием и надеждой, и пусть Матерь Божия видит действительное наше покаяние и действительное наше решение о спасении нашем, и пусть Она даст нам Свою всемогущую благодать любви материнской, укрепляющей, освящающей и утешающей нас, и дающей нам радость жизни именно ныне, именно в это время. Радость осознания, что Она с нами, и радость надежды, что Ее благодатию мы очищаемся, и Ее благодатию мы примиряемся с Богом и друг с другом, и Ее благодатию нам даруются силы понуждать себя в делах благочестия, в делах евангельских, в делах спасения. Сия милость Божия, предстательство Царицы Небесной да совершится над каждым из нас, предстоящим перед ликом Божией Матери именно ныне. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия после Акафиста у иконы Одигитрии