Обновления

Слово митрополита Исидора на Литургии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Литургии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 11 сентября 2016 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Святая Церковь сегодня предлагает нашему вниманию две истории людей, два события, связанных с жизнью двух человек, один из которых – Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, а другой человек и другая история связана с богатым юношей.

Этот богатый юноша подошел ко Христу, как мы слышали, чтобы узнать, что необходимо сделать, чтобы наследовать Царствие Божие? И Господь ему напоминает те условия, которые для нас с вами важны, чтобы быть участниками Царствия Божия, – это исполнение заповедей. И Господь, видя внутреннее состояние этого юноши, ему задает вопрос: а соблюдал ли ты заповеди? Тогда юноша, особо не задумываясь, отвечает, что да, соблюдал, безусловно, говоря о формальном исполнении этих предписаний человеку. Потому что Господь ему говорит, нужно соблюдать заповеди: не убивать, не красть, не прелюбодействовать. И юноша говорит Ему, что все это исполнил. Формально. И тогда Господь, видя это формальное отношение юноши к исполнению заповедей, говорит: если ты хочешь спастись, ты должен пойти и продать свое имение и тогда вернуться и последовать за Мной. Но юноша не ожидал от Христа того, что Он знал, что как раз от богатства своего земного юноша не готов отказаться. Он готов воздерживаться от убийств, от прелюбодеяний, от воровства, которое ему не нужно, но от своего богатства он отказаться никогда не сможет, потому что оно является частью его личной жизни, его личного пространства, без которого он жить не может. И тогда мы слышим, как евангелист Матфей повествует нам, что юноша, задумавшись после слов Христа, отошел огорченным, задумчивым, потому что не готов избавиться от этого богатства.

Когда мы с вами говорим о богатстве в христианском смысле, мы понимаем, что богатством является то, что обладает нами. И это не только материальные средства. Это ощущение богатства и привязанности может касаться абсолютно банальных вещей. Привязанности к кошке или собаке, и даже привязанности к человеку, страсть к человеку связывает нас узами с земной жизнью. Но Господь призывает нас к иному, Он говорит нам, как тому богатому юноше: иди отдай свое имение, то есть свое богатство, и тогда возвращайся и следуй за Мной. Именно такие люди, которые оставляют все свои земные привязанности, свое земное богатство достойны идти за Господом.

Это относится, дорогие мои, к нашей с вами жизни. Столько привязанностей у каждого из нас! И это относится не только к нашей нравственной жизни, когда тот или иной грех владеет нами, это относится ко многим материальным вещам. Это относится и, в том числе, к должностям нашим, потому что часто ради того, чтобы владеть этим богатством, мы готовы идти на преступление перед Богом и людьми. Как часто мы, стремясь к тому, чтобы завладеть той или иной должностью, используем неблаговидные поступки, подставляем людей, наводим на людей клевету, обманываем ближних наших. Но это только касается нашей привязанности к любоначалию. А если говорить о других страстях – ради них мы готовы на все! И часто мы теряем лицо и наше человеческое достоинство в нашем стремлении к земным привязанностям. И все это для нас является пагубным – то, что умерщвляет нашу душу, то, что нас задерживает в этой жизни.

А ведь Господь нам говорит непонятные для нас слова: “А кто хочет за Мной пойти, отвержись себя и по Мне гряди. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть”. Мало кто из нас понимает, что значит легкое бремя, которое предлагает Господь, чтобы идти за Ним. Ведь нам так тяжело исполнять заповеди Божии. Это трудно, а Господь говорит – легко… Это как раз относится к тому, что Богу не нужны сумы нашей привязанности, Ему нужна наша личность, потому что Бог любит только нашу личность, лично нас, а не наши привязанности, не наши грехи. Он проявляет к нам истинную любовь, адресуя ее нашей личности. А мы окружаем нашу жизнь и наше личное “я” привязанностями, так что часто даже теряем самих себя, мы не можем ответить на вопрос: кто я? зачем я? для чего я живу? Потому что очень много наносного, лишнего, тленного мы сочетаем со своим личным я. Господь стремится к тому, чтобы мы очистились от всего наносного, ненужного в нашей жизни, чтобы мы оставили только самих себя перед лицом Божиим, потому что Господь любит только лично нас. Когда мы будем это понимать, понимать ту ценность, которую перед Богом имеем лично мы, тогда мы будем стремиться к тому, чтобы избавиться от всего ненужного в нашей жизни, тянущего нас вниз, в пропасть бессмыслицы и тления.

Другой образ перед нами сегодня предстает – образ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И Святое Евангелие повествует нам о том, как личность этого человека относилась к себе, к окружающим людям. Это поистине был пророк, поистине был первый монах. Этот человек всей своей жизнью свидетельствовал о том, что он служитель Божий, что ничего земное тленное его не беспокоит. Нам, конечно, трудно представить себе этот образ Пророка, Предтечи Иоанна, который ходил по пустыне, который не имел никакой лишней одежды, кроме той шкуры, которую он носил, и он питался самой простой пищей, которую находил вокруг. Это не значит, что нам нужно одеться в шкуры и питаться подножным кормом, это значит лишь то, что мы не должны привязываться к тому, что нас окружает, как Пророк и Предтеча Иоанн. И мы должны следовать этой правде до конца, как следовал он, который обличал Ирода за то, что тот сожительствует с сестрой брата своего.

Мы слышали у евангелиста, как Иоанн Предтеча обличал Ирода. Но Ирод не наказывал его, потому что знал, что это пророк, что это честный человек перед Богом и людьми. Но женское сердце лукавое Иродиады не прощало это обличение пророка, поэтому она воспользовалась особым весельем, которое организовал царь Ирод, и заставила дочь свою так станцевать перед царем, чтобы он пообещал все, что угодно. И царь в порыве страсти, упившись вином, пообещал все, что ни пожелает дочь Иродиады. И вот злая мать попросила обещанное у царя, который не может отказаться от слов своих – он же царь, и она попросила главу Иоанна Предтечи. И воин пошел и отсек главу праведника Божия. Вот так часто люди, имеющие богатство, готовы ради этого богатства идти на все, даже на убийство человека. Для Ирода было богатством власть и обещанное им слово, которое он должен был держать. И ради этого богатства он идет на убийство праведника, и он знает, что это праведник, и его это смущает, он огорчен. Но как говорит евангелист, ради своего обещания и ради возлежащих с ним, он не мог уронить авторитет свой, свое царское достоинство, поэтому он убивает человека. Вот на что готово богатство, которым часто мы владеем. Оно способно противостоять правде, любви. Так нужно ли нам владеть им, если оно борется с правдой и любовью? А может нам лучше отказываться от него, от наших притязаний к власти, к имуществу, отказываться от владения нами страстями, которые нас так связывают и не дают нам счастливо жить, потому что приносят огорчение нашей душе, скорбь, чтобы также достойно идти по жизни, как Иоанн Предтеча, и достойно умереть?

По голливудским меркам это плохая история с усекновением главы Иоанна Предтечи, а мы прославляем его. Прославляем потому, что это герой духа, способный идти до конца, чтобы исполнить правду Божию. С другой стороны, мы видим по-голливудски абсолютно прекрасную историю молодого человека порядочного, исполнительного, талантливого, но при этом в глубине своей абсолютно несчастного. Так где лучше история из двух? Пусть каждый из нас сам определит это. И пусть образ святого Пророка, Предтечи Господня Иоанна будет для нас той темой для размышления, которая позволяет ответить на многие жизненные вопросы.

Мы слышали, что Господь призывает нас к исполнению заповедей. Будем стараться быть исполнителями заповедей. Будем стараться быть искренними перед Богом, и в молитве, и в домашних делах наших, не только в храме. Потому что только такое правдивое отношение к Богу и к самим себе откроет нам Царствие Божие, потому что через это Господь нас призывает: иди за Мной. Если мы видим в себе множество грехов, недостатков, ошибок, – пусть это нас не смущает, потому что милосердный Господь знает об этом, но Он стремится, чтобы мы стали со-работниками Ему и вместе с Ним исправили наши недостатки, потому что как Сам сегодня нам говорит Господь: невозможное человеку – возможно Богу. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Литургии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи