Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Рождественской вечерне
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 8 января 2017 г.
Дорогие братья и сестры!
Святая Церковь воспевает в день Рождества Христова “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума.” И в этом торжественном песнопении Святая Церковь свидетельствует о том, что Своим явлением в мир Господь дает совершенное знание о Себе человеку, и это совершенное знание открывает человеку столько, сколько человеческая природа может понести. Господь в Ветхом Завете открывал Себя человеку прикровенно, и Моисей, и иные Ветхозаветные пророки и праведники, видевшие Бога в знаках, теперь , по воплощении Господнем, видят Бога лицем к лицу.
Трудно переоценить то значение, которое имеет для нас Боговоплощение. Бог навсегда воспринял человеческую природу в Свою личность, поэтому Христа мы называем Богочеловеком.
И это таинство единения человеческого, тварного с Божиим, вечным и непреходящим является тайной для человеческого рассудка, но Бог, желающий человеку спасения, открывает эту тайну настолько, чтобы человек принял ее, как крест для своего рассудка. И причина такого отношения нашего рассудка к этой тайне в том, что Бог Своим воплощением открывает более важное, чем тема соединения естеств во Христе и иные тайны Божии. Он открывает более необходимое для спасения человека – это новое имя Бога: любовь. И в любви Божией к человеку проявляются все те необходимые дары, которые нужны человеку в его спасении. Новый Завет, который заключен Богом, теперь в воплощении, в принятии на себя человеческого естества, в новом бытии мира, который был воспринят предвечным Богом, предлагает нам более совершенные отношения между Богом и человеком, чем в Ветхом Завете, до воплощения Христова. Эти отношения выстраивались в системе правды Божией по отношению к человеку, когда действовал Ветхозаветный закон и человеку было необходимо выполнять этот Закон. Но история человечества засвидетельствовала, что мало кто способен был выполнить это Закон, данный Богом. Но не в силу несовершенства Закона, но в силу греховности человеческой природы, которая не восходила от силы в силу, а умалялась грехом, действовавшем в ней.
И Господь, видя усугубление бытия человеческой природы, видя, что человек и через Закон не способен приблизиться к Богу, предлагает более совершенное средство к единению с Богом. И это средство – любовь. Любовь, которая объединяет человеческое и Божие настолько, что оно вовеки веков нераздельно. Совершенство этой любви состоит в том, что не только Бог, дающий все необходимое человеку силой Своей, силой любви, которая есть благодать Святого Духа, но и человек, отвечая на эту любовь, проявляет любовь человеческую к Богу, отвечает на Его призыв любви, совершает поступки уже не по закону, а по благодати, которая укрепляет его в любви к Богу.
Более совершенные отношения, безусловно, требуют и более высокой ответственности, поэтому радость о том, что Бог стал человеком, для нас должна сопровождаться и осознанием нашей ответственности за этот величайший дар, который дан нам не по заслугам нашим, а по великому милосердию Божию. И если первый человек Адам, который был обманут дьяволом, прельстился тем, что он достигнет Бога и станет таким, как Бог, лишь единичным актом вкушения запретного плода, то Бог предлагает человеку Своим Боговоплощением более совершенный вид любви, который является не единичным актом, а состоянием. Мы должны понять, что любовь к Богу, как и любовь к ближнему нашему, не является неким единичным актом. Это состояние нашей природы, состояние ума, состояние сердца, души нашей, которая любит и не перестает любить¸ потому что это не акт, это состояние.
Вот и Господь, предлагая нам любовь Свою, ждет от нас состояния любви, непадательного движения к Нему навстречу, так, чтобы исполнив заповедь, которую Он дал первому человеку (а назначение первого человека было в том, чтобы стать богом по благодати), Он предлагает более совершенный путь соединения с Собою и приучения человека к совершенной любви. Той любви, в которой человек, ощущая присутствие благодати Святого Духа, укрепляется в Боге и так навеки остается в этом состоянии, которое мы называем святостью.
И пусть каждый из нас радуется пришествию в мир Спасителя, даровавшему нам величайший дар – любовь Бога. Но пусть каждый из нас осознает и эту невероятную ответственность, которая дается этой любовью, потому, что это дар, который мы должны пронести как самое ценное, что есть в нашей жизни, отвергая все то, что препятствует сохранению этого дара любви. Поэтому Святая Церковь и призывает всех нас к непрестанному деланию в молитве, в посте, в воздержании, так, чтобы вера наша не угасала, а вечно пламенела своей любовью к Господу. Так, чтобы мы, ожидая пришествия в мир Спасителя, пришествия второго, страшного, последнего, были подобны девам, которые всегда несут с собой горящие свечи, ожидая пришествия Жениха.
И пусть каждый из нас укрепляет в себе веру в Бога, укрепляет ее непрестанной молитвой, доброделанием, частым приобщением Святых Христовых Тайн, используя все средства, которые воспламеняют нашу любовь к Богу, которые укрепляют нас в следовании за Ним. И пусть в наступившем году каждый из нас укрепляется этой силой, данной нам Богом. Понимая, что мы – люди немощные, всегда нуждаемся в Боге, и пусть даже кто-то из нас и падает (а падаем все мы), но есть врачебница, которая способна возобновить в нас силы, которые мы теряем, проводя греховную жизнь. Это Церковь Христова, которая дана нам как врачебница для исцеления ран нашей души, в которой мы получаем все необходимое для укрепления нас и восхождения от силы в силу.
Поэтому пусть для нас Церковь Божия будет больше, чем родной дом. Молитвы, богослужения пусть будут для нас настолько естественно понятны, как нам понятна собственная жизнь. Пусть для нас церковно-славянский язык, который по большей части режет нам слух, будет естественным голосом нашей молитвы, восходящей к Богу, будет естественным культурным пространством в нашей жизни. И пусть образ святых для нас будет не мифическим, а реальным, дающим нам силы и подтверждение тому, что святость не призрачна, она реальна, что к святости призван каждый из нас. Потому что святость – это не единичный акт, это не награда, данная кем-то, это состояние души нашей, и сердца, и ума, которые непадательно стремятся к Богу.
И пусть Рождество Христово, которое мы сегодня переживаем, дает нам силы понимать, что Богомладенец Христос пришел в мир для того, чтобы спасти каждого из нас, не духовенство в отдельности, не меня в отдельности, не кого-то из иных людей, где-то находящихся, а каждого из нас, здесь присутствующих. И пусть эта мысль укрепляет нас в том, что все мы имеем эту возможность соединиться со Христом, Который пришел Своим Рождеством в мир и даровал нам все необходимое для того, чтобы мы постигли Его разумом нашим, усвоили Его сердцем нашим и приняли Его устами нашими, чтобы Господь почивал в нас Духом Святым, как в храме Своем, – в этом наше призвание.
Я всех нас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с Рождеством Христовым! Желаю всем нам быть Божиими, желаю, чтобы каждый из нас в Боге обретал то подлинное счастье, которое возможно только с Ним, и радовался тому, что Господь дает все необходимое для нашего спасения. Этому радуются ныне Ангелы на небесах, ликуют святые угодники Божии, торжествует Святая Церковь.
С праздником Рождества Христова!