Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста
Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти святого Иоанна Лествичника и святого благоверного князя Ростислава Мстиславович
Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Рославль, 26 марта 2017 г.
Дорогие братья и сестры, сей род изводится только молитвой и постом. Так говорит нам сам Господь, указывая на то, какою силою может быть изгнан из природы человеческой бес. Сегодня, в Неделю 4-ю Великого поста, мы отмечаем день памяти не только преподобного Иоанна Лествичника, но и в связи с тем, что день памяти князя Ростислава приходится на завтра, понедельник, мы всей Церковью, торжественно сегодня отмечаем и день памяти святого благоверного князя Ростислава Мстиславовича, основателя города Рославля.
В этот день, обращая внимание на Евангельское чтение от Марка (9:17-31), мы с вами размышляем, отчего же люди бывают бесноватыми. Отчего на нас с вами находят приступы ненависти, злости к другим людям? Отчего мы осуждаем, злословим друг друга? Отчего мы пленяемся сластолюбием, похотью? Что же такое на нас влияет, что иногда мы не понимаем, почему были так пленены той или иной страстью, ведь это не мы, это какое-то иное действие на нашу человеческую природу?
И мы не ошибаемся, когда осознаем, что действуем не только мы, но и какая-то иная сила, которая нас пододвигает к тому или иному греху, которая пленяет нас сластолюбием, похотью. И имя этой силе – дьявол.
Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский, говоря о том, как пост влияет на действия дьявола на природу человеческую, напоминает, что дьявол был дважды осужден Господом. Первый раз он был осужден, когда пожелал стать таким, как Бог, а второй раз окончательно был низринут, когда соблазнил человека. За это Господь повелел дьяволу ползти на персях и чреве своем и питаться землей – так написано в Книге Бытия. Питание землей, по толкованию святых отцов, означает не только пребывание на земле, но и властвование над всеми земными чувствованиями, пожеланиями, основой которых является грех.
И дьявол, поскольку не смог осуществить свое желание стать таким, как Бог, там, на Небе, осуществил его там, куда отправил его Господь, – на земле он возглавил все плотские пожелания, которые царствуют здесь. Господь, святые апостолы, все святые всегда призывают нас переступать через все земное, стремиться к небесному, желать Божьего, нетленного, неплотского. Потому, что наши пожелания тленного и плотского являются обращением к дьяволу, являются свидетельством нашего пленения дьявольской силой.
Когда мы пребываем в посте, молитве, воздержании, мы с вами, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, обращаем взоры наши на небо, мы пытаемся оттолкнуться от бренности земли. Мы пытаемся раскрыть все возможности нашей души, чтобы она воспарила к Богу, чтобы она приблизилась к своему Небесному Творцу, чтобы душа осознала свою истинную цель и свое истинное призвание – быть созданной по подобию и образу Божию.
Всякое же плотское пожелание, как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст, является для нас пленением дьявольским. И святые отцы призывают нас Великим постом, особенно, в Святую Четыредесятницу, в эту десятину года отвлечься от всего плотского, желать небесного, стремиться к покаянию, которое, по слову святых отцов, является вторым крещением, потому что омывает нашу совесть, делает нас способными к восприятию Божественной благодати.
Мы должны использовать это время для покаяния, для изменения нашего образа жизни – той жизни, в которой мы привязываемся к плотским утехам, плотским пожеланиям, плотским мыслям и чувствам. И нам часто кажется невообразимым, как же мы сможем отказаться от всего земного, как же мы можем мыслить о небесном. Это свидетельствует о том, насколько мы привязаны к земле, подобно тому, как к земле привязан повелением Божиим дьявол.
Услышим же призыв Божий, обращенный к каждому из нас, увидим свое Божие сыновство, осознаем, что цель нашей жизни не в плотских пожеланиях, а в нашем стремлении к небесному, в нашем усовершенствовании личности, которая является богоподобной и богоданной нам, так, чтобы нам использовать оставшееся немногое время Великого поста для нашего покаяния, для нашего внутреннего преображения, для нашего небесного восхождения, для того, чтобы встретить грядущую Пасху Господню, вместе со всей Святой Церковью, с духовным ликованием, с небесной радостью, с осознанием того, что весь смысл нашей жизни – там, на Небе, а здесь, как об этом говорит святитель Игнатий Брянчанинов, всего лишь время, которое мы называем временем нашего духовного учения. Мы все – ученики. И от того, насколько достойно мы пройдем это краткое время нашей жизни, зависит, какую оценку нам поставит Господь. Так будем же верными учениками Христовыми! Будем учиться добродетелям, будем отказываться от того зла, которое притягивает нас к земле, которое делает нас сродными дьяволу! Оторвемся от земли в нашей покаянной молитве, в наших добрых делах, в нашем прощении обид, в благословении ненавидящих и обидящих нас, так, чтобы через эти добродетели возродить в себе духовную силу и быть соработниками Бога в нашем личном спасении. И в этом наша главная цель жизни и главный смысл ее.
И пусть преподобный Иоанн Лествичник, который оставил нам свою небесную “Лествицу”, указующую путь к Богу, и благоверный князь Ростислав Смоленский, который на смертном одре, совершив достойно свой подвиг князя и христианина, произнес последние слова: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка…”, – пусть эти люди будут нам примером того, как мы и на государственном посту, и в общественной, и в частной жизни – всегда можем совершать свой христианский подвиг. Потому что они его совершили, а значит, это и для нас достижимо, значит, и мы можем пройти их молитвами, их помощью, этим же путем, который указует нам Господь и эти святые угодники.
Храни вас всех Господь!