Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Лазареву субботу

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Лазареву субботу

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Лазареву субботу

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 8 апреля 2017 г.



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Накануне Входа Господня в Иерусалим, накануне Страстей Христовых Святая Церковь отмечает историческое событие, которое совершил Сам Господь, – по дороге в Иерусалим Он совершает чудо воскрешения Лазаря.

И до этого Господь воскрешал людей: Он воскресил дочь Иаира, сына Наинской вдовы… Но в тех случаях Он воскрешал умерших в этот же день, а здесь Он воскресил человека, который уже четыре дня был умершим, и, как мы слышали в Евангелии от Иоанна, уже смердел. Тленность человеческого тела была усилена тем, что в Палестине в это время очень жарко. Лазаря погребли в гробе, высеченном в скале и прикрытом камнем, но даже через эти камни ощущалось зловоние тления. Всякий рационалист и пессимист, всякий взыскующий реальности чуда человек мог убедиться в том, что то, что произошло, невозможно сымитировать.
Поэтому, когда Господь произнес Свои Божественные творчески слова “Лазарь, гряди вон!”, все люди удивились этому невероятному чуду, такому чуду, которое не совершал Господь в предшествующие три с половиной года Своего служения на земле. Фарисеи и первосвященники говорили в себе: убьем не только Иисуса, но и вместе с Ним Лазаря, которого Он воскресил. Тем самым они засвидетельствовали, что неотвратимость этого события, его эпохальность, действительно говорят о том, что перед ними не обычный человек, а Божий Человек и даже Сам Господь.

Но зло в силу своей абсолютной нерациональности губит и эту очевидность. Поэтому-то и первосвященники, и книжники, и фарисеи, и власти, присутствующие в Иерусалиме, вопреки всякой логике, ради мнимого мира хотели погубить Иисуса и вместе с Ним Лазаря.

Невозможно опровергнуть историчность этого события, потому что, как свидетельствуют древние историки, после воскрешения Лазарь, которому с тех пор был присвоен титул “Лазарь четверодневный”, в силу того, что он четыре дня был умершим, стал епископом Церкви Божией и был направлен Господом на остров Кипр, где и служил 30 лет. И Сама Божия Матерь соткала ему святительский омофор. Сами апостолы, бывая на острове Кипр, посещали Лазаря, и множество людей, живущих на этом острове, святитель Лазарь привел к вере Христовой.

Почему же Господь совершает это чудо? Почему Он медлит с тем, чтобы прийти и воскресить Лазаря, зная, что тот болен и умрет, как Он сам говорил Своим ученикам? Ответ мы слышим в словах молитвы, которую Он возносит Небесному Отцу: “Господи, ты слышишь Меня, и говорю Я это ради того, чтобы люди, которые видят это чудо, уверовали, что Я Твой истинный Сын, Которого ты направил. Все чудеса, предшествующие этому, как и это чудо, Господь совершает ради того, чтобы люди поверили в Божественность Сына, Которого направил Небесный Отец ради спасения людей”.

Все, что совершал Иисус в эти три с половиной года служения, было во славу Его Божественного Отца, в подтверждение того, что Сын есть Сын Божий, что Он стоит перед народом, исполняя волю Отца. Призывает всех в Небесное Царство, призывает к покаянию, изменению образа жизни, призывает отказаться от греха и вступить на путь праведности.

Но не этого ждали иудейские первосвященники и народ. Подтверждение тому – не слова “Осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне”, которые Господь услышит на следующий день, входя в Иерусалим. Подлинное настроение людей – в словах “Распни Его, распни!”

Так что Господь, совершая это чудо, стремился к тому, чтобы как можно больше людей отказалось от своей греховной жизни, растопило окамененное, неверующее сердца слезами покаяния, увидев подлинность присутствия в их жизни Бога, воплотившегося в человека и послужившего ради всех людей.

Для нас с вами событие воскрешения праведного Лазаря является подтверждением того, что будет происходить с человеком после смерти. Это Евангельское событие свидетельствует, что всякий человек по смерти своей будет обязательно воскрешен Богом. Это случится, когда Господь придет так же, как Он пришел к могиле праведного Лазаря. Он произнесет Свое Божественное творческое слово: “Гряди вон!” И всякий человек, который когда-либо умер на этой земле за всю историю человечества, воскреснет так же, как воскрес Лазарь.

Святая Церковь в этот день воспевает общее воскресение, “прежде Твоея страсти уверяя”, свидетельствуя о том, что воскрешение Лазаря является предвозвестником всеобщего воскресения человечества. Все мы должны понимать, что нет смерти, для человека есть всего лишь сон, который мы называем смерть, что все мы призваны к вечной жизни, но праведники — к жизни с Богом, а грешники — к жизни без Бога. И каждому из нас Господь тем самым показывает, что правильнее выбрать жизнь с Богом, потому что жизнь без Него есть духовная смерть, есть бесконечное страдание богооставленности, хуже которого не было, нет, и не будет ничего на белом свете.

Событие воскрешения праведного Лазаря укрепляет нас в том, что все мы призваны к жизни вечной, что никто из нас не должен унывать, что все мы должны радоваться тому, что если мы с Богом, мы обязательно со-воскресенем. Для этого Христос пришел в Иерусалим, для этого Христос добровольно предал Себя на распятие, добровольно взошел на крест и умер на кресте, чтобы обмануть саму смерть, чтобы уничтожить ее Своим сошествием во ад, чтобы воскресить всех прежде живших праведников и тех, кто ожидал Бога, чтобы и нам всем дать надежду нашего воскресения с Ним.

Будем же радоваться этому событию, будем ликовать вместе с Церковью событию воскрешения Лазаря, событию нашего воскрешения Господом! Будем воодушевлены в эти предстоящие дни Страстей тем, что Господь все это совершает ради каждого из нас, чтобы каждого из нас, как и Лазаря, возвести в Царствие Небесное. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Лазареву субботу