Обновления

Слово митрополита Исидора в праздник Входа Господня в Иерусалим

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник Входа Господня в Иерусалим

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 9 апреля 2017 г.



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы собрались в этом величественном Успенском кафедральном соборе все вместе, чтобы торжественно прославить вход Господень в Иерусалим. Воскресив Лазаря Четверодневного, Господь направляет Свои стопы в Иерусалим, говоря ученикам: “Грядет час прославиться Сыну Человеческому”. Мы знаем, и об этом Господь говорил очень часто ученикам Своим и народу, окружавшему Его, что не искал и не ищет Он славы от людей, потому что единственное, что Он искал в Свою земную жизнь и чему посвятил эту жизнь, – это слава Отчая. Господь пришел на землю, чтобы исполнить повеление Небесного Отца и стать Жертвой ради рода человеческого, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти.

Господь входит в Иерусалим, окруженный учениками, окруженный торжествующим народом, принимающим Его как царя Израильского. “Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне”, – воспевает народ. Ликуют младенцы, все постилают под ноги Спасителя ветви и одежды свои. И всякий человек, находящийся в этой толпе, мог задуматься: “А почему Ему воздается такая слава? Чем же Он заслужил эту славу? И мне хотелось бы восприять такие же почести, которые воздаются этому Человеку, сидящему на осле”. Но многие люди, находящиеся в толпе, и этим вопросом не задаются, они просто ликуют потому, что давно ждут земного царя, давно ждут избавления от римского владычества, давно хотят свободы для страны своей. Они не понимают, что это Царь не земной, а Царь Небесный, Который пришел на эту землю, чтобы возглавить народ, идущий в Царствие Небесное.

Люди, восклицающие Ему “Осанна в вышних!”, надеются, что Он избавит их от всех проблем, от всех невзгод, и правильно надеются. Потому что Царь Небесный дает самое главное человеческому роду – свободу от греха, праведность и способность наследовать Царствие Божие. Нет более великой награды для человека, чем быть гражданином Царствия Небесного. Но народ не понимает этого, народ ждет земного, – того, что можно взять в руки, того, что можно ощутить в этой тленной жизни, поэтому он кричит Царю: “Осанна в вышних!” И только некоторые люди, стоящие в народе, такие, как мытарь, который говорил Господу “Боже, прости мне согрешения мои!”, или тот благоразумный разбойник, который через несколько дней окажется на кресте, – только он мог в сердце своем говорить: “Господи, прости мне согрешения мои!”, и может быть, еще кто-то, кто понимает, почему Господь восходит в Иерусалим. Но большинство людей этого не понимают. И, как говорил за много столетий до этого пророк Исайя, “отнимется от народа этого и то, что имеет, за неведение его”.

Мы с вами, мысленно находясь в Иерусалиме, торжественно приветствуя Спасителя, держа в руках ветви, должны понимать, что Господь совершает это восшествие в Иерусалим ради спасения каждого из нас. Его Богочеловеческий подвиг послужил спасению каждого, кто здесь присутствует, и даже того, кто отсутствует в этом храме. Господь восходит в Иерусалим не для того, чтобы воссесть на царство, а для того, чтобы, являясь подлинным духовным Царем, пойти на страдания, распятие и умереть на Кресте, потому что подлинно Царство состоит в служении, а не в почестях. Господь совершает подлинное Свое назначение – послужить народу и каждому человеку.

Мы с вами должны осознавать, что восшествие Христа в Иерусалим, – это не только путь Его, Бога, но это и наш с вами путь. Господь указывает через это и путь нашего спасения, привлекая нас вместе с этой ликующей толпой, которая очень скоро будет кричать: “Распни Его, распни!”. Господь влечет нас к Голгофе, чтобы мы, стоя у Креста Христова, принесли подлинное ликование, духовное, внутреннее, сердечное, коим является наше покаяние, наше внутреннее преображение, которого ждет Господь.

Господь не ждал этого ликования народа, Господь ждал и ждет от каждого из нас покаяния, ждет услышания Себя, потому что в этом услышании и состоит наша вера, – в способности воспринять и исполнить повеленное Господом. И пусть каждый из нас в этом ликовании толпы видит не только торжество предстоящей победы Христа над смертью, пусть каждый из нас видит в этом ликовании опасности той толпы, которая очень изменчива в своем настроении. Пусть каждый из нас полагается в жизни своей не столько на внешнее, преходящее, сколько на внутреннее, созерцательное, Божье, а значит – истинное. Пусть каждый из нас стремится не к общему настроению, а к истине и правде. Только жизнь по правде, а не так, как хотят окружающие люди, является единственно спасительной для нас.

Пусть каждый из нас убоится этой ликующей толпы, потому что это ликование не внутреннее, а внешнее, опасное для нас. Мы с вами знаем, как в истории нашей страны именно оглушительность действия толпы повлияло на судьбу Отечества, как в толпе, в ее ликовании, в ее способности разрушать, а не созидать, выковывалась история нашей страны.

Поэтому будем подражать Евангельским образам, не будем подражать общему внешнему настроению для того, чтобы, опираясь на внутренний голос нашего сердца, голос нашего разума, подлинно видеть тот путь, который мы должны пройти. Мы должны пройти путь вместе с Христом на Голгофу, чтобы сопереживая и соумирая вместе с Ним, неся свой личный крест, распиная себя вместе с Господом, распиная свои страсти и похоти, вместе с Ним совоскреснуть в жизнь вечную.

Пусть образ восходящего в Иерусалим Небесного Царя станет для нас тем спасительным образом Бога, идущего на страдания, Бога любящего нас подлинно, совершенно, как никто никогда не любил и не полюбит нас, потому что Он – Христос, Он – Спаситель наш, Он – наша Истина, путь и жизнь.

С праздником вас, дорогие мои!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник Входа Господня в Иерусалим