Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 6-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 6-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 16 июля 2017 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Евангельская история содержит воспоминание о двух событиях, связанных с исцелением Господом нашим Иисусом Христом расслабленного. Одно исцеление расслабленного произошло в Капернауме, в городе, где Спаситель жил и творил чудеса. Другое исцеление расслабленного совершилось в Иерусалиме, на овечьей купели.
Девятая глава Евангелия от Матфея (Мф.,9:1-8) повествует о событии исцеления Спасителем расслабленного в Капернауме. Евангелист Марк добавляет к этому событию следующие обстоятельства: поскольку Спаситель был очень любим в этом городе, безусловно, Его сопровождало много людей, и когда Он пришел в дом, не было места не только в самом доме, но и вокруг него, во дворе, чтобы протиснуться какому-либо человеку. И уж тем более расслабленному, человеку, который в силу своих физических немощей неспособен ни ногой, ни рукой двинуть, а не то, что пробраться через такую плотную толпу.
Евангелист Марк добавляет к этой евангельской истории от Матфея то, что четыре друга принесли этого расслабленного к ногам Спасителя. Они пронесли его не через толпу, а забрались на крышу и, проделав в крыше дыру, спустили его прямо к Спасителю.
И мы каждый раз, осмысляя это событие, удивляемся тому, насколько дерзновенны были эти четверо. Как они сообразили, что нужно залезть на крышу, чтобы доставить к Спасителю их расслабленного друга! Мы также удивляемся тому, какая сила дружбы у этих людей, которые не оставили в беде человека, не оставили его тогда, когда он не мог подтверждать свою дружбу, ведь мы с вами как правило дружим с теми людьми, которые нужны нам. С теми, которые приносят нам пользу, которые сильны, мудры, могут что-то привнести в нашу жизнь – к сожалению, настолько меркантильна наша с вами греховная человеческая природа. И когда человек оказывается в немощи, в каком-то недостатке, в беде, мы часто стараемся оставить такого человека, мы дистанцируемся от него, оправдываясь тем, что и у нас множество проблем, и нам бы самим справиться со своими жизненными обстоятельствами. А эти люди посчитали своим долгом продолжить дружбу с немощным человеком. Евангелие нам не сообщает, сколько лет, может быть, десятилетия, был болен этот расслабленный. Но так или иначе, друзья не оставили его в беде, а принесли в надежде, что Спаситель исцелит.
Господь обращается сразу же к расслабленному: “Дерзай, чадо!”Тем самым, как толкуют древние святые отцы, Он обращает внимание не на его немощную больную природу, а сразу обращается к личности и называем его дитем Своим. Спаситель говорит”Дерзай чадо! Прощаются тебе грехи твои!” Он не говорит “Я исцеляю тебя”, а обращает внимание на духовные причины всякой болезни, на которые и мы с вами должны обращать внимание, так как источником всякой болезни является греховна природа наша и те наши поступки, мысли, чувства, которые усугубляют ее состояние и приводят к болезни.
Так вот, Господь, зная, что фарисеи, находящиеся вокруг Него, будут возмущаться тем, что Он, не просто исцеляет человека, а прощает ему грехи, Он вопреки всему этому делает человеку большее благо. Прощая грехи, Господь дает основание тому, чтобы природа этого человека исцелилась , но и предвидя эти фарисейские возмущения, Господь говорит: что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? но чтобы вы знали, что Сын Человеческий может и прощать грехи, и исцелять, Я говорю этому расслабленному: встать возьми одр твой и иди.
Для Бога первостепенным в спасении человека является не благополучие этого человека, ни его успешность, ни его здоровье физическое, хотя и это важно, но прежде всего, состояние его духа, которое является источником жизни всякого человека. Поэтому обратим внимание, дорогие мои, на то, что причиной нашей болезни является наша греховность, наше отсутствие заботы о себе должным образом. Причем, мы лелеем в себе самые греховные чувства, а о том, что способствует сохранению нашего здоровья, духовного и телесного, мы забываем.
Мы также забываем о том, что вокруг нас живут люди, которые способны помочь нам. Но мы не надеемся на них, потому что сами не бываем людьми добрыми и надеяться на доброту окружающих людей нам не приходится. Из этой евангельской истории усвоим для себя и то, что быть добрым – это важно не только для Бога, но и для нас самих. Эта доброта может быть причиной того, что окружающие люди в трудных жизненных обстоятельствах помогут нам. Так что будем добрыми, в том числе, и из наших меркантильных интересов, ведь это может принести пользу нам. Сегодняшнее евангельское чтение учит нас многим вещам, говоря от том, что состояние нашего духа, которое является причиной доброты нашей и здоровья нашего телесного и духовного, очень важно в нашей жизни. Мы прежде всего на него должны обращать ежедневно наше внимание. Не на наше благополучие, не на наши жизненные обстоятельства, которые, как правило, являются следствием непорядка в нашей душе. Поэтому будем требовательными учителями к нашей душе.
Будем требовательными по отношению к своим поступкам, к своим мыслям, понимая, что это важно не только для спасения нашей души, но и для свидетельства миру о нашем христианском призвании. Это очень важно для нашего жизненного пространства, в котором мы выстраиваем человеческие отношения, в котором мы совершаем поступки, ведущие к той или иной жизненной цели.
Будем добрыми! Если мы будем добрыми, мы, безусловно, будем здоровыми и духовно, и телесно. И пусть Господь, исцеляющий расслабленного, помогает нам. И пусть каждый из нас воспринимает возможность, которую дает нам Бог тем, что мы приходим в храм Божий. Пусть каждый из нас использует эту возможность, как друзья расслабленного, потому что, находясь в храме, мы точно стоим перед Спасителем, мы точно способным попросить Его помощи об исцелении нашей души. Потому что именно здесь Господь, и каждый из нас как творение Божие, возможно даже, как чадо Божие, способен попросить Бога о самом важном, необходимом для спасения своей души.
Пусть каждый из нас в этой доброте по отношению к окружающим людям помнит и наставление апостола Павла, обращенное к Римлянам (Рим., 12: 6-14), которое мы услышали сегодня: пусть каждый из нас не ненавидит тех людей, которые ненавидят нас, а благословляет и прощает их. В этом наше спасение перед Богом. И в этом спасение и успех среди людей наших. И пусть Господь помогает в нашем следовании по тернистому духовному пути. Пусть Господь дает исцеление нашей греховной человеческой природе, и прежде всего, нашей душе, для того, чтобы мы совершали в полноте сил, данных нам Богом, то трудное служение, которое мы несем, являясь христианами, ведь христианская жизнь – это не только слова. Как преподобный Ефрем Сирин учит нас, что пусть для каждого из нас молитва будет не просто повторением слов, а настоящим богослужением. Для каждого – в том числе и мирянина.
Если это домашняя молитва, то пусть каждый из нас воспринимает ее как богослужение, которое совершает он ради Бога, даже в домашних условиях, потому что нет ничего выше, чем наше обращение к Богу. Потому что результатом этого обращения является наше духовное исцеление. Аминь.