Слово митрополита Исидора в день памяти святого преподобного Серафима Саровского
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти святого преподобного Серафима Саровского, чудотворца
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 1 августа 2017 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня, в день празднования великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского, чудотворца, всероссийского старца, который жил во второй половине XVIII века и почил о Боге в 1833 году, мы еще и еще раз осмысляем – что же такое святость? И как ее достичь? Возможно ли для каждого из нас – быть святым человеком? Эти, как будто бы простые для православного христианина, вопросы, на которые легко ответить, на самом деле являются сложнейшей задачей в жизни всякого человека. Хорошо говорить о святости, и каждый из нас, здесь присутствующих, может много чего сказать. Но трудно хотя бы один день прожить так, как проживали и проживают его святые угодники Божии. Нам трудно воздержаться от злых помыслов, нам почти невозможно не осудить ближнего в течение дня, невозможно сделать так, чтобы мы без раздражения провели целый день. А уж дела наши, начиная с того, как мы утром встаем, свидетельствуют не за, а простив нас, потому что и совершение самой молитвы мы проводим в суете и какие-то мысли роятся в нашей голове, отвлекая нас от молитвы, так что мы иногда и минуты не способны провести в сосредоточенном осмыслении слов молитв. Так что греховная жизнь у каждого из нас начинается с того момента, когда мы просыпаемся, и дай Бог, чтобы она заканчивалась, когда мы засыпаем, поскольку мы даже и во сне можем согрешать, и во сне нас посещают злые недобрые мысли и чувства.
И как это все далеко отстоит от образа святого человека, образа преподобного Серафима Саровского… И нам кажется недостижимым жить так, как преподобный Серафим Саровский. Но когда мы вчитываемся в житие его, читаем о его детстве, каким оно было, мы ловим себя на мысли: а он такой же человек, Прохор Мошнин, который воспитывался родителями, что-то чувствовал, о чем-то говорил, куда-то ходил… Все бы ничего, но его детство, юность сопровождала горячая любовь к Богу. Именно эта любовь к Богу определила его судьбу.
Всмотримся в свою жизнь: наполнена ли она любовью к Богу? Способны ли мы ради Господа оставить греховный образ жизни так, как его оставил преподобный Серафим? Готовы ли мы вооружиться на страсти наши, как вооружился на них преподобный Серафим? А почему это мы должны делать? Вроде бы и незачем… Но есть главное, ради чего это стоит делать, – ради любви к Богу. Пламенеющая любовь к Богу преподобного Серафима и определила его судьбу, его выбор. Пламенеющая любовь ко Христу и соделала его пламенеющим молитвенником к Богу и Пречистой Матери Богородице.
Нам с вами очень не хватает этого пламенения к Богу. А если нет горячей любви к Богу, нет и решимости совершать заповеди. А если нет решимости, тогда и наша жизнь протекает так себе, от события к событию. И даже наши частые посещения храма бывают бездейственны: на время, на несколько секунд мы воспламеняемся, но выйдя их храма, опять гаснем, потому что житейские дела и проблемы, мысли и чувства опять поражают нашу человеческую природу, и мы возвращаемся к прежним грехам. Нам не хватает пламенной беззаветной любви к Богу!
А как ее приобрести? Святой апостол Павел сегодня в Послании говорит, какие плоды Духа бывают у человека, то есть, когда мы живем духовной жизнью. Этими плодами являются: мир в душе, радость и прочие десятки качеств, о которых мы слышали. Но перед этим в Апостоле буквально строчкой выше, если вы откроете Священное Писание, вы увидите, как апостол перечисляет плоды плоти, это блуд, нечистота, гордость, тщеславие, ненависть к людям. И когда мы живем плотской жизнью, нас, к сожалению, сопровождают только эти отрицательные качества. А если мы стремимся к исполнению заповедей, то мы стяжаем добрые плоды Духа. И наша с вами задача, даже когда в нас нет пламенной любви, постараться заставить себя совершить труд, чтобы стяжать хотя бы отчасти плоды Духа. Наша задача прислушиваться к Господу, Который в заповедях блаженства указывает нам путь, какова должна быть наша жизнь, чего мы должны взыскать и на кого надеяться. Когда мы сориентируем себя на самоотвержение, на подвиг, тогда мы почувствуем, как Сам Господь протягивает к нам Своим милосердные отцовские руки и тащит нас наверх к Себе. Нам достаточно сделать полшага, и мы почувствуем, как Он нас буквально несет вверх. Поэтому постараемся хотя бы полшага, хотя бы намерение к добродетельной жизни совершить, а там, где намерение, там уже почти полдела.
Пусть для нас образ преподобного Серафима, этого угодника Божия почти наших времен, который сравним с древними египетскими подвижниками, пламеневшими так же, как он, любовью к Богу, будет не мифическим, а реальным примером того, как мы можем любить Бога, как мы можем проводить свою жизнь в святости и чистоте. Ведь святость – это не исключительность жизни в Боге, это норма жизни всякого человека быть святым! То, к чему каждый из нас должен стремиться и, по возможности, достигать разными путями. Пусть в этом нам поможет наш батюшка Серафим, любивший Бога, а значит и любивший ближних, невозможно от человека, не любившего Бога, слышать слова: “Радость моя, Господь с тобою!”. Пусть для нас его заветы, его краткие духовные наставления будут теми наставлениями, которые мы повторяем каждый день, в которые мы вникаем в нашей ежедневной молитве, и обращением к нему. И поверьте, точно знают многие из нас, обратившись к преподобному Серафиму, мы немедленно получаем от него помощь. И пусть каждому из нас этот угодник Божий, пламенеющий любовью Серафим помогает. А пусть каждый из нас при этом не забывает его в своих домашних и церковных молитвах, призывая его в помощь, призывая его как наставника, как покровителя и вразумителя в нашей жизни. Я убежден, и сами мы можем в этом убедиться, он обязательно поможет, потому что не бывает, чтобы святые не помогали обращающимся к ним в молитвах. Пусть каждый из нас сделает эти первые шаги в духовной жизни, несмотря ни на возраст, ни на звания, ни на опыт церковной жизни, потому что все мы, если строго посмотреть, младенцы во Христе, которым трудиться, и трудиться, и трудиться… Дай Бог, чтобы преподобный Серафим в этом нам был наставником и покровителем.
С праздником вас в честь преподобного Серафима!