Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне

Храм Святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, г. Смоленск, 4 февраля 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, ныне мы переживаем вторую подготовительную Неделю к Великому посту – Неделю о блудном сыне. Мы только что слышали евангельское чтение от евангелиста Луки, который повествует нам эту притчу. У отца было два сына. И младший сын по распутству своему, по свойствам своего характера посчитал для себя необходимым уже сейчас получить от отца часть имущества, которое ему как сыну по наследству полагалось. Конечно же, отец был против этого, потому что всему свое время. Но младший сын хотел, пока он молод, пока у него есть возможность для распутства, наслаждения жизнью, использовать это имущество. И вот, по настойчивости своей он получает часть имения отцовского. Но как он им распоряжается? Как бы мы распорядились, получив богатство в свои руки? Так распоряжается и этот сын. Он расточает бездумно это богатство, надеясь, что таким образом приобретает что-то серьезное. Но деньги ушли из его рук так же легко, как и пришли. Он думал, что до конца своей жизни будет веселиться и радоваться, и не заметил, как быстро богатство расточилось. Без средств к существованию в далекой стране он вынужден подрабатывать, потому что не на что жить. Обстоятельства приводят его даже к тому, чтобы стать рабом и есть вместе со свиньями рожки, как об этом свидетельствует притча. И когда он дошел до крайней степени нищеты и падения духовного, к нему пришла мысль: а почему бы мне, находящемуся в таком плачевном состоянии, не вернуться к своему родному отцу, ведь он – родной отец, который меня примет в любом состоянии, простит мне все грехи, которые я совершил перед ним.

Он не ошибается – не ошибается в любви отца. Когда отец видит приближающегося сына, он радуется и повелевает слугам своим принести самые дорогие одежды. Он распоряжается, чтобы приготовили самый богатый пир, потому что нет больше радости, чем возвращение блудного сына. В этой истории мы видим и образ старшего сына – брата вернувшегося в дом сына младшего. Старший сын жил целомудренно, как сам он говорит, не нарушал никаких заповедей отца. А когда необходимо было встретиться с друзьями ради какого-то радостного события, он не мог попросить отца о том, чтобы выделить даже самого малого ягненка для этого дружеского пира.

В старшем сыне мы видим человека целомудренного, богобоязненного. Но, осознавая и всю глубину падения, и всю глубину раскаяния младшего сына, сравнивая его со старшим сыном, мы понимаем, что фундаментом всякой духовной жизни является смирение и покаяние.

Глядя на старшего сына, подобно тому, как неделю назад мы осмысляли образ мытаря и фарисея, мы понимаем, что даже само по себе целомудрие и иные добродетели, не подкрепленные смирением, могут наносить человеку вред. Но это не значит, дорогие мои, что мы должны пускаться в греховную жизнь, чтобы обрести глубокое покаяние. Нет. Но гордость, которая поражает людей всякого звания, всякой духовной жизни, гордость – как яд, как ложка дегтя, может испортить все в духовной жизни человека.

Господь через эту притчу нам напоминает, что смирение и покаяние являются твердым основанием нашей духовной жизни. Когда мы стараемся воспитать в себе послушание Богу, смирение, способность видения своих грехов, а не грехов окружающих людей, когда мы часто прибегаем к Таинству Покаяния, когда мы в молитве нашей домашней и церковной просим Бога не о богатствах, благополучии, а о даре смирения, о глубоком покаянии, чтобы Господь дал нам способность видения своих грехов, дал нам силу и глубину покаяния нашего сердца, когда мы просим Бога в молитве об этом богатстве, тогда мы в подлинном смысле стоим на твердом основании. Потому что и целомудрие, и способности ума нашего, и даже великие подвиги, как об этом говорит святой апостол Павел, без смирения, без покаяния – бессмысленны.

Предстоящий Великий пост, по слову Святых Отцов, должен стать для нас той самой малой десятиной, которую мы приносим в дар Богу. И пусть дни Великого поста мы будем ежедневно помнить о необходимости нашего с вами покаяния, о смиренном отношении к людям, к себе и уж тем более к Богу. Пусть перед нашим внутренним взором будет образ блудного, но раскаявшегося сына, которого отец прощает, потому что в нем есть смирение и покаяние, и желание на этом опыте, который он получил в жизни, больше никогда не уходить от отца.

Пусть на его примере и каждый из нас (а мы часто уходим от нашего Отца, часто бываем блудными детьми, отдаляясь от Бога своими грехами, поступками, мыслями) прилепится к Небесному Отцу, чтобы никогда от Него больше не отлепляться. Как об этом нам сегодня говорит апостол Павел, к коринфянам, что блудящий человек согрешает перед Богом, отделяя себя от Него. И призывает нас апостол Павел прилепляться только к Богу, только Ему одному служить, только с Ним стяжать свое личное богатство, которое есть духовная жизнь.

Пусть этот образ блудного сына учит нас тому, чтобы всегда быть с Богом, потому что Он только, и никто иной, в нашей короткой и часто бессмысленной жизни является поводом для радости, счастья, благополучия. Только Он, Господь, – Путь и Истина и жизнь наша. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне