Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, день памяти прп. Ефрема Новоторжского

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 24 июня 2018 г.,


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодняшнее Евангельское воскресное чтение (Мф., 8:5-13) по праву святыми отцами называется Евангелием о великой вере. Сегодня речь пойдет о человеке, вере которого удивился даже Сам Бог. Капернаумский сотник – это представитель Римской империи, язычник, который не мог понимать религию богооткровенную, так как ее воспринимали и знали иудеи. Как нам известно, язычникам не было позволено приходить в иудейский храм, так что сведения о религии каждый не-иудей мог получать только со слов других людей, не зная подлинной сути той веры, которой придерживались люди, живущие на этой богоданной земле. Представители Рима только слышали что-то о религии иудейской, но не понимали ее сути, как не понимали ее сути те язычники, которые жили рядом с иудеями.

Но здесь мы видим невероятное чудо, которое произошло с человеком, как будто бы далеким от всякой религиозности, поскольку капернаумский сотник, являясь римским гражданином и воином, не имел достаточных знаний о религии, в атмосфере которой жил. А чудо состоит в том, что без всякой помощи религиозности внешней, религиозных традиций, в сердце и душе этого человека Господь узрел великую веру.

Когда сотник узнал, что мимо будет проходить Господь, желая обратиться к Нему по поводу тяжелой болезни своего подчиненного, солдата, он произносит слова, которые удивили Господа: “Господи, если ты хочешь исцелить моего слугу, скажи только слово – и он исцелится”.

Это свидетельство глубокого понимания этим человеком того, что Господь наш Иисус Христос не только Своею человеческой природой (а Он – истинный Богочеловек), сколько Божественной властью, данной Ему от Отца, совершает великие чудеса.

Сотник хорошо понимал это и сказал Спасителю, почему он это понимает: “И я, имеющий не свою власть, но власть начальников моих, иду и приказываю, и это бывает исполнено”. Такое глубокое смирение наблюдается в этом сотнике.

Когда мы с вами являет свою веру, она, как правило, зиждется на той широкой религиозной традиции, в атмосфере которой мы с вами родились и выросли. Поэтому многие из нас верующие благодаря тому, что живут в православной стране, исповедуя веру, которую исповедовали наши отцы и деды. Нам легко веровать, так как мы видим твердое основание этой веры: храмы Божие, то, что мы называем культурным наследием. Перед нашими глазами великий подвиг, который совершили наши великие святые предшественники. Но представьте, как трудно человеку, который родился и вырос в иной обстановке. Те внешние религиозные силы, которые оказывают влияние на нас с вами, не могли воздействовать на природу человека, который далек от этого умственно и культурно. Никакие внешние обстоятельства не могли быть поводом для религиозности сотника.
Что же тогда могло стать поводом его религиозности? Это, прежде всего, способность к послушанию (он говорит, что не своею властью совершает свое служение на земле). Мы также в нем усматриваем, как об этом нам говорят святые отцы¸ и смирение по отношению к Богу – он говорит: “Господи, я не достоин того, чтобы Ты вошел в дом мой, но скажи слово – и этого будет достаточно, чтобы исцелился слуга”. Послушание и смирение – вот те качества, которыми обладал римский сотник. И эти качества явились самым мощным поводом для обретения им веры.

А как строится наша с вами религиозность? Являются ли послушание и смирение тем поводом и той силой, которая укрепляет нашу веру? Далеко нет, дорогие мои. Мы с вами, к сожалению, выстраиваем свою религиозность на сумме знаний о Боге и Церкви, которые получаем в жизни, на сумме знаний, которые получаем, изучая религиозные традиции и обряды. И во многом, к сожалению, становимся обрядоверами. С возрастном, когда мы приобретаем так называемый стаж религиозной жизни, мы с вами бессознательно, “профессионально” совершаем наши религиозные действия, забывая о сути религиозной жизни, которая состоит не в исполнении обрядов, а в глубокой вере и постоянном самоотвержении.

Обрядоверие, к сожалению, если позволите так сказать, – профессиональная болезнь христиан. А подлинная религиозная жизнь, как нам об этом напоминают святые отцы, – это постоянная борьба с собой, это крестоношение, это бесконечная работа над собственными ошибками, это постоянная ненависть к самому себе, как об этом говорит Сам Бог – мы должны возненавидеть себя, чтобы приобрести Христа.

Мы с вами учимся вере на примере язычника, римского сотника, который обладал силой веры большей, чем у окружающих людей, и эта вера удивляла Бога. Ничего, как напоминают нам святые отцы, не способно удивить Бога – ни богатство, ни власть, ни способности, ни наш ум, а именно вера. Лишь она привлекает Его Божественное наблюдение за нами.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя сегодняшнее Евангельское чтение, говорит: “Если Господь видит в нашей душе веру хотя бы с горчичное зерно, Он приходит в душу такого человека и совершает великое чудо”. Но если не происходит в нашей душе великого чуда ежедневного богообщения, значит, наша вера чрезвычайно слаба, значит, она нуждается в укреплении. Она нуждается в том, чтобы это мельчайшее горчичное зерно, посеянное в нас Богом в Таинстве Крещения, возрастало.

А для этого необходимо так, как мы в эти дни усердно трудимся на наших садовых участков, и еще более усердно трудиться над возделыванием нашей души, поливая и окапывая, снабжая необходимыми питательными средствами зерно нашей веры. И лишь тогда, когда мы будем прилагать усилия к нашему духовному возрастанию, мы получим плоды нашей веры.

Дорогие мои, сегодня не только Господу требуется удивляться вере сотника-язычника, но и нам с вами, имеющими значительный стаж нашей жизни в Боге, и нам необходимо удивляться. Поскольку каждый из нас, вглядываясь в свою душу, в свою жизнь, мало усматриваем в ней смирения и послушания. Но не будем просто удивляться этой вере, основанной на послушании и смирении, будем сами проявлять это послушание Богу, будучи исполнителями заповедей Божьих, сами будем проявлять смирение, произнося не автоматически, а глубоко осмысленно слова из главной молитвы Господней: “Да будет воля Твоя”. И когда мы с вами приучим себя к тому, чтобы не наша с вами была воля в жизни нашей, а воля Божия исполнялась через нашу жизнь, тогда мы почувствуем, что такое смирение перед Богом. Оно будет требовать от нас самоотвержения и борьбы с самим собой, а это главная наша с вами задача в христианской жизни – бороться с греховностью собственной, а не с греховностью окружающих. И вот когда мы приучимся к этому противостоянию греху, то мы почувствуем, как возрастает и приумножается в нас благодать, данная нам верой.

Пусть римский сотник для всех нас будет примером того, как мы должны относиться к Богу, как мы должны ценить то духовное богатство, которое Богом дается каждому из нас и верой нашей. Пусть послушание и смирение будут крыльями нашей птицы-веры, которая возносит нас к Богу, в  Царствие Небесное. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пятидесятнице