Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 1 июля 2018 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, только что мы слышали Евангельское чтение (Мф. 8:28-9,1) о событии, которое по-разному трактуется. Речь идет о том, что Спаситель, отплыв от Капернаума по Галилейскому озеру, прибыл в страну Гадаринскую и совершил чудо исцеления, и исполнил просьбу бесовскую, и переселил бесов из человека в свиней. И эти свиньи, которые паслись на берегу, там, где Господь встретил бесноватого, бросились в море и погибли. Пастух, видя это чудо, по-своему воспринял его, думая о потере той выгоды, которую имели жители Гадаринской страны от потерянного стада свиней. Этот пастух абсолютно не понимал смысла этого события и не воспринял его как чудо. Обратил лишь внимание на то, что погибает имущество жителей. С житейской точки зрения, можно понять и этого пастуха, который не был просвещен Божественной истиной, который не жил в атмосфере Богооткровенной религии, ведь жители страны Гадаринской не относились к иудейскому сообществу, они не были носителями Божественного предания и откровения Божьего.
И вот пастух приходит в город, чтобы известить об этом страшном для горожан событии – гибели свиного стада. И люди, придя на берег, туда, где был Спаситель, со страхом просят Его не заходить в их селение, а пройти мимо.
Действительно, по-разному можно толковать это событие, но для нас с вами ясно одно: жизнь человека – и будущая, и настоящая – ценнее всего, находящегося вокруг, всего имущества и даже свиного стада. Поэтому Господь, конечно же, не задумывался о том, что лучше – временное благополучие, для которых в принципе восполнима ситуация, связанная с этим свиным стадом через определенное время, либо жизнь и судьба человека, которая намного важнее в очах Божиих, чем временное благополучие.
Поэтому, дорогие мои, когда с нами происходят те или иные духовные события, которые кажутся нам нерациональными, нелогичными, непонятными с точки зрения временной земной жизни, то мы должны воспринимать эти события с верой в Бога, с надеждой на то, что Он, Господь, совершает то или иное над нами, точно зная, что нам необходимо. И может быть, нам даже придется пройти через определенные испытания, чтобы, в конечном счете, получить дар Божий, то благополучие, которое дает нам Господь.
Святитель Феофан Затворник, трактуя сегодняшнее Евангельское воскресное чтение, обращает внимание на следующие обстоятельства: иногда бывает так, что мы не хотим слышать голос совести. Мы не хотим присутствия Божиего в нашей жизни и потому отгоняем от себя все Божественное, отгоняем от себя ту Божественную правду, которая как меч обоюдоострый, разрезает нашу советь пополам, обличая нас в той иной неправде.
Так часто бывает, что мы бежим от Бога, бежим от Божией правды, не хотим слушать не только голос Божий, но и голос своей совести, мы избегаем этого, глушим нашу совесть. А ведь совесть, как и голос Божий, подсказывает нам, что той или иной беды, той или иной проблемы не нужно избегать, ее нужно решать. И мы, дорогие мои, в нашей жизни должны не избегать проблем, обходя их, – все равно они нас настигнут. Но мы должны, если эти проблемы зависят от нас, если мы – причина этих проблем, милостью Божией попытаться изменить эту ситуацию, сделать так, чтобы Сам Господь с нашей помощью решил все наши проблемы. Трусость недопустима в духовной жизни. Постараемся сделать так, чтобы все, что от нас зависит в этой, временной жизни, мы, в соответствии с установлениями Божьими, в соответствии с голосом совести нашей, смогли решить. Для того, чтобы Господь не напомнил нам об этих проблемах в день Страшного суда, и чтобы совесть наша не обличала нас в течение жизни. Нам нужно переступить через себя, через свою гордость, которая является причиной того, что мы не готовы слышать свою совесть. Мы должны через смирение и послушание Богу совершить все необходимое.
Будем молиться милостивому Богу, чтобы Он давал нам силы совершать наше христианское призвание, чтобы Он дал нам силы преодолевать препятствия мужественно, с дерзновением перед очами Божиими, чтобы мы тем самым достигали главного – мира со своей совестью и согласия с волей Божией. Нет счастливее человека, чем тот, кто осознает, что стремится жить по воле Божией, потому что и совесть наша ликует тогда, и сам Господь протягивает нам руку, исцеляя и благословляя нас. Аминь.