Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Покровском храме СПДС

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Покровском храме СПДС

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Покровском храме СПДС

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Смоленской православной духовной семинарии, г. Смоленск, 2 сентября 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, конечно, в этой притче о званных на пир мы легко узнаем повествование Библейской истории. Но эта же притча Господа обращена и к нам – людям сегодняшнего дня. Так же, как эта притча будет всегда обращена в вечность, поскольку мы, Церковь, являем собою вечность, и для Бога очень важно, как определяется эта вечность, потому что Он – Творец этой вечности, Он – любящий Отец, и для Него чрезвычайно важно, кто из свободных личностей и как определит ту вечность, которая Богом дана, как дар Божий.

Мы с вами вновь и вновь слышим эти, с одной стороны, жизнеутверждающие, а с другой стороны, очень грозные слова – много званных, но мало избранных. Блаженный Феофилакт Болгарский ясно нам указывает, что быть призванным – это, безусловно, дело Божие, и все мы были призваны Богом. Но быть избранным – это не только дело Божие, но и наше с вами дело. От нас зависит являемся ли мы избранными или нет.

Мы обратили внимание на то, сколько людей, собственно, почти все, кто был призван, не смогли прийти на брачный пир, созванный Господом, потому что житейский дела, похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, людей оставили за своими делами. Они не смогли оценить величайший дар, который заключался в том, что их призвали на брачный пир. Они не оценили по достоинству этот призыв Господина.

Обращая внимание на образовательную сферу, особенно на сферу духовного образования, мы можем ярко отмечать, что людей, которые бы шли на это тяжелейшее поприще почти нет. Единицы процентов приходят в храмы Божии. А уж сколько приходит в духовные школы, желая получить духовное образование, стать пастырями… Это вообще нулевые проценты. Но это не значит, что Господь не призывает всех, а это значит, что эти люди не слышат голос, призывающий на брачный пир. Потому что окружающие нас с вами люди желают светского успеха, желают светского благополучия, светской славы, но к сожалению, не желают славы божественной, не желают духовного благополучия, не желают потрудиться на поприще, которое определили бы Бог. В этом трагедия человечества во все времена.

Но даже среди тех, кто пришел на брачный пир, как мы обращаем внимание в притче, оказался тот, который был не в брачных одеждах. Древние толкователи Евангелия обращают внимание, что этот случайно оказавшийся на пиру человек, на которого обратил внимание Господин, поскольку он был не в брачной одежде, – это мы с вами, пришедшие в Церковь без покаяния. Так часто бывает, что мы получаем зов Божий, приходим к Нему на брачный пир, но не облекаемся в брачные одежды, коими является наше покаяние. А покаяние, безусловно, представляет собой изменение всего нашего образа жизни, очищение нашей души и тела, совершение заповедей, следование им, самоотвержение и бескровное мученичество. Вот, что такое жизнь в браке. И не только браке христианском, о котором знают люди, состоящие в супружестве, не только там требуется это самоотвержение, а сама христианская жизнь требует намного большего самоотвержения, поскольку это брак с Церковью, это более достойное, высочайшее призвание человека.

Мы с вами часто пытаемся годами, десятилетиями отсидеться на браке Господина, не имея брачных одежд, думая, что так и пройдет все незамеченным, и мы сможем с комфортом выстраивать свою жизнь, а это значит, оставить все те страсти и желания греховные, которые были до прихода на брачный пир, и одновременно, оставив эти страсти, мы окажемся призванными и удостоенными чести быть на браке. Не бывает так, дорогие мои. Либо мы в брачных одеждах и остаемся на пиру, либо Господь повелевает слугам Своим связать нас по рукам и ногам и выбросить из этого брачного пира.

Дорогие мои, это особенно относится к нам, священнослужителям, и к будущим пастырям – невозможно, придя в духовные школы, оставить все греховные навыки жизни, которые владели вами, которым вы подчинялись до сегодняшнего дня. Только освободившись от них через слезы нашего с вами покаяния, только через изменение образа жизни, через призывание благодати Божией, которая безусловно поможет вам и в учебе вашей, и в немаловажном аспекте вашей жизни, который вы приобретаете, – послушании Богу и священноначалию… когда вы решитесь надеть эти брачные одежды, приобрести покаяние, тогда вы будете достойны того места, куда вы пришли, – на Божий брачный пир.

Постараемся, дорогие мои, всем мы, вместе не откладывать наше совместное покаяние. Давайте вместе будем достойными того, что Господь призвал нас на трапезу Божественной вечной жизни, на Святую Евхаристию, на служение Богу, на нашу радость и веселие, потому что любой пир, а особенно пир Божий, это очевидная радость и веселье в Боге, которое несравнимо ни с одной мирской радость, ни с каким людским весельем. Решимся на это, чтобы нам с радостью в сердце, пусть не без труда, быть участником этой трапезы и услышать Божий глас, который говорит нам: войди в радость Мою. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Покровском храме СПДС