Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, день памяти прав. Иова Многострадального и прп. Иова Почаевского

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 19 мая 2019 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе!

За всю историю человечества не было и далее не будет такого из нас, кто бы прожил, не испытав на себе того, что мы называем страданием. Каждый из испивает сполна приготовленную ему чашу страданий. Эта чаша бывает чрезвычайно горькой, часто невыносимой. И мы ропщем оттого, что вынуждены, как будто бы, не по своей воле, испивать эту чашу. Адам и Ева, первые люди, пострадали в неверии в Бога. Царь и псалмопевец Давид пострадал из-за похоти своей. Праведный Иов страдал от бесовского искушения, испытания, нашедшего на него.

И всякий человек, которого мы встречаем в книгах Ветхого и Нового Завета, и во всей истории человечества, – все испытали страдание. Но не все одинаково отнеслись к этой реальности, данной нам в ощущениях, этой неизбежности для человека – пройти путь страдания. И для кого-то это страдание явилось испытанием веры в Бога, а для кого-то стало поводом для ненависти к Богу, для Его осуждения и осуждения ближних. Как об этом говорит святитель Николай Сербский (Велимирович), каждый из нас в силу той мудрости, которая есть в нас, ищет причину страданий либо в самих себе, если он мудр, либо – в других, если человек глуп.

Но, дорогие мои, не Адам и Ева – причина наших страданий, поскольку они пронесли свой крест страданий перед Богом. Причина страданий, ее источник – грех человеческий. И Господь, предусмотрительно наказывая первых людей Адама и Еву, положил в закон бытия страдания, так как для первого человека это явилось лекарством от его гордости и его неверия.

Страдания не являются причиной смерти, о которой мы так не хотим думать. Страдания возникают из-за грехопадения, от наших греховных поступков. Не наша поврежденная природа, а добровольно совершаемые нами грехи являются причиной наших страданий. Мы сами, а не Бог или окружающие нас люди, являются причиной наших страданий. Как говорит апостол Павел, “ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Послание к Римлянам, 8:38-39).

Это означает, что мы своею волею способны так выстраивать нашу жизнь, чтобы не мы являлись источником наших страданий, не наши грехи, однако это не значит, что страданий не будет.

Но для того, кто мудр, эти страдания, как для праведного Иова, будут во благо, поскольку станут испытанием его веры. А для иных людей, которые сами являются поводом для своих страданий, эти жизненные испытания будут во осуждение, поскольку такой человек воспринимает их как несправедливое отношение к его жизни.

И вот сегодняшний пример – память о евангельском событии, исцелении расслабленного, которое совершил Господь на Овечьей купели. Он исцелил человека, который 38 лет был чрезвычайно болен, и не мог самостоятельно спуститься в эту купель, в которую, по Божьему благоволению, раз в год, всего лишь на одно мгновение сходил ангел, и кто первый попадал в эту воду после того, как коснулся ее ангел, получал немедленное исцеление. Так происходило из года в год, из десятилетия в десятилетие. А этот расслабленный не мог получить никакого исцеления.

И когда Господь, посетивший Овечью купель, обратившись именно к этому человеку, спросил его:” В чем дело, почему ты так долго, все 38 лет, находишься здесь?”, то он ответил: “Не имею человека, который помог бы мне спуститься вовремя в эту купель”.

Для нас с вами это очень важные слова, они точно определяют наше греховное отношение к окружающему миру и людям. А где находилась Овечья купель? На соседней улице от той, что вела к ветхозаветному храму!

Сотни священников ежедневно проходили в храм и видели этих немощных, болящих людей. Десятки тысяч паломников, которые шли в Иерусалим помолиться Богу, тоже проходили мимо этих больных людей, и мимо этого расслабленного. И за 38 лет не нашлось ни одного доброго человека, который помог бы ему спуститься в купель.

Не узнаем ли мы в этих людях себя, так безразлично и безучастно проходящих по пути своей жизни мимо окружающего нас горя? И мы, подобно тем священникам и мирянам, проходившим мимо этого человека, часто идем мимо чужого горя. Голос нашей совести подсказывает, когда нам нужно проявить участие, но мы подавляем в себе этот голос, говоря себе: справятся и без нас, все разрешится само собой, а мы будем такими же благостными и благополучными, каковыми сейчас являемся.

Но Господь именно от нас ждет нравственных поступков. И ничего в нашей жизни не бывает такого, что бы не относилось к нам. Если что-то находится в поле нашего зрения, если мы так или иначе, даже опосредованно что-то наблюдаем или в чем-то принимаем участие, значит – это для нас, это наша судьба. Значит, Бог требует от нас нравственной оценки, нашего отношения к происходящему и какого-то шага, деяния. Ничего в нашей жизни не происходит без необходимости нашего участия. Во всем, что нас окружает, мы должны принимать самое деятельное участие. В этом смысл, суть нашего христианского подвига.

Господь, приходя к этому расслабленному человеку, является Тем, Кого так ждал этот расслабленный. Он – тот самый человек, но Человек с большой буквы, Богочеловек, Который приходит на мольбы и просьбы, обращенные к небу, и Сам помогает этому расслабленному, не через ангелов, а Своей Божественной властью исцеляет этого тяжко болящего человека.

Из этого евангельского исторического случая каждый из нас должен получить свой урок, научиться тому, что мы не должны безучастно относиться к окружающей нас жизни, но должны деятельно и с любовью к окружающим людям совершать свой путь жизни. И тогда Господь, видя и нашу немощь, и наши недостатки (а каждый из нас в той или иной степени болен, подобно этому расслабленному, и душой, и телом), однажды коснется и нашей души, если увидит в нас не безучастность, а способность откликаться на боль и нужду окружающих людей.

Пусть Господь через образ исцеления расслабленного человека даст нам силу с любовью относиться к окружающим нас людям, чтобы мы своим участием в жизни этого мира, своим свидетельством о подлинности Воскресения Христова (ведь мы носители великого имени — христианин), были бы способны прославлять Бога Воскресшего и являть миру подлинность этого величайшего события — пришествия Спасителя. И через то осуществлять свой личный выбор, строить свою жизнь, сверяя ее с Евангелием. Мы — дети Христа Воскресшего, пусть и расслабленные, но желающие получить исцеление, подобно этому расслабленному человеку.

Христос Воскресе!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном