Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 28 августа 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня, в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, видя Ее Пречистое Тело, лежащее здесь, перед нами, на этой Плащанице, мы вновь и вновь пытаемся осмыслить такое неотвратимое явление в жизни, как смерть. Видя человека умершим, принято говорить о нем только хорошее. Это благочестивая народная традиция. Но так или иначе, когда человек умирает, мы способны объективно дать оценку всей его жизни. Но глядя на Пречистый образ Богородицы, мы неспособны дать эту объективную оценку, потому что Она, являясь таким же человеком, как мы, абсолютно не похожа на нас. Погрешают те богословы, которые говорят, что Пресвятая Дева была лишена повреждения человеческого естества. Нет, Она не была изъята из круга человеческой жизни, Она была таким же человеком, как мы. Но Своей пречистой жизнью, Своим невероятным, не сопоставимым ни с кем из нас человеческим подвигом, и теми страданиями, которые пережила Божия Матерь, Она не похожа на нас.

Вспомним, с какими испытаниями встретились Ее благочестивые родители Иоаким и Анна. Долгое время они не могли иметь детей, и были поношаемы окружающими людьми. Но как невероятный дар от Бога они получили рождение Пречистой.

А Ее личный подвиг, который мы замечаем в день Введения Ее во храм, когда Она четырехлетним младенцем, совершая шаги, напрягая Свою человеческую волю, вошла в храм Господень, чтобы навсегда, навеки вечные посвятить Себя славе Божией, тогда мы обращаем внимание на Ее пречистый образ, на всю загадочность Ее человеческой личности. Мы понимаем, что Ее образ жизни не сопоставим с нашим, поскольку он в силу благодатных особенностей личности, которые были ей даны, и в силу того великого труда, который Она, сначала маленькой Девочкой, потом Девушкой и Пречистой Богородицей, несла на Себе, невозможно вынести и самому крепкому и волевому мужчине. Этот подвиг особенно проявился у Креста Господня, когда Она с родственниками Своими по плоти и учениками Христовыми видела страдания Своего Сына. Всякая мать может представить себе те страдания, которые Она несла в Себе. Она, Которая по слову священномученика Игнатия Богоносца, ученика тех святых апостолов, которые принимали участие в погребении Царицы Небесной, была носительницей Божией тайны. Той тайны, которую не смог разгадать и вместить сам дьявол. А святитель Григорий Нисский говорит, что эта тайна позволила Богородице быть Девой, и не нарушив девство, стать Матерью Божией, и одновременно это материнство Ее сохранило в Ней навсегда Ее девство.

Это невообразимо для человеческой логики, особенно, для науки, но Бог превыше науки, Он – совершитель Своих Божественных тайн. Эти тайны вполне осуществились в самой жизни Богородицы и в Ее кончине.

Сегодня вечером в Успенском соборе мы будем совершать чинопоследование Погребения Царицы Небесной. И мы ждем вас всех на это богослужение. Но сможем ли мы своим умом и даже свои человеческим духом проникнуть в эту тайну взаимоотношения Царицы Небесной, Божией Матери и Ее Божественного Сына? Сможем ли понять, насколько Она смогла вместить эту Божественную тайну? – Никогда! Но при этом мы понимаем, что Она – наша Матерь по той великой милости усыновления, которую мы получили. Получили через апостола Иоанна Богослова, Который стоял у Креста, и Спаситель вручил Своего ближайшего ученика Своей Матери, и Богородице благословил заботиться об Иоанне и о всяком человеке, как о чаде своем. Эта величайшая тайна, которую Она носит в Себе, неизъяснима не только для нас, человеков, но и для ангелов. Поскольку Она – честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Она – та граница между тварным и нетварным, как об этом говорит святитель Григорий Палама, между небесным и земным, Она – то единственное место невместимого, имя Которому – Бог. Она – основание пророков, Она – утверждение мучеников. Она – основание нашей небесной надежды, той надежды, которую Она осуществила в Себе и Собою. Она – та надежда, молитвами и предстательством Которой мы получаем спасение. И пусть Ее пречистыми молитвами мы все получим спасение в Боге. И пусть каждый из нас по Ее молитвам посвятит Свою жизнь служению Богу и ближним, как посвятила Свою жизнь Она, Царица Небесная. Пусть наша жизнь будет во славу Божию, во славу Того, Которого Она родила по человеческому естеству, Который предвечно рождаем Богом Отцом, и на Которого вся наша надежда и упование. Но мостом этого упования является Богородица, обращаясь к Которой, мы обращаемся фактически к Самому Богу, потому что Она – Матерь Божия, и мы – Ее дети.

И пусть сегодняшний день Успения Пресвятой Богородицы будет для нас не поводом для печали, а поводом для величайшей радости, потому что Она, Пречистая Богородица, испытала эти невероятные муки в Своей жизни, но пройдя все это и с достоинством пронеся свое высокое звание – быть Богородицей, сейчас является величайшей Ходатаицей перед Престолом Божией, выше Которой нет и никогда не будет во веки вечные. Она Своим материнским сердцем проникает во все проблемы наши, Она решает их, если мы обращаемся к Ней с сыновней и дочерней молитвой, и Она помогает нам.

Пусть Ее молитвы достигают вместе с нашими немощными молитвами Престола Божия. И пусть Господь по Ее молитвам спасает всех нас.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы