Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти святых князей Бориса и Глеба

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти святых князей Бориса и Глеба

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба

Храм свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба на Смядыни, г. Смоленск, 6 августа 2019 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, есть простая Божья истина, понятная всякому человеку: любящий ближнего любит Христа, а любящий Христа любит пославшего Его Отца. Как все это просто – и как порой невыполнимо в нашей жизни! Мы не любим Бога тогда, когда не относимся в Нему как к своему Небесному Отцу, когда не выполняем Его отеческих наставлений, когда совершаем поступки, которые отдаляют нас от Бога – вот явное, открытое свидетельство нашей нелюбви к Богу.

А что бывает с теми, кто любит Бога? Господь об этом говорит в сегодняшнем Евангельском чтении от Иоанна Богослова (Ин., 15, 17 – 16, 2): те, кто любят Бога и ближних, являются свидетелями Божиими.

Что может быть в нашей жизни более почетно, чем быть свидетелем Божиим? Но как тяжко нести этот христианский крест свидетельства о Боге, о любви, о правде! Это почти невозможно в нашем мире. Невозможно потому, что это свидетельство обязательно предполагает мученичество.

Нет и не будет на земле человека, который был бы свидетелем Божией правды, Божией любви – и не страдал от сего мира, лежащего во грехе. Поэтому те из нас, кто желает быть свидетелями Божиими, нести это высокое христианское звание, пусть приготовятся к мученичеству. Причем это мученичество исходит не от внешнего, а прежде всего, от внутреннего личного духовного состояния. Потому что быть свидетелем и мучеником – это значит преодолевать самого себя, свою греховность. Это так трудно, оказывается. А быть носителями Божией правды – это еще труднее. Бороться не только с самим собой, но и с теми духовными силами, которые противостоят нам. А уже противодействовать неправде, которая царит в мире, – это вообще почти невыносимо. Но сила Божия в немощи человеческой совершается (ср. 2Кор.,12,9) – об этом говорит святой апостол Павел.

Подвиг святых благоверных Бориса и Глеба, память которых мы сегодня совершаем, – явное тому свидетельство. Эти молодые люди, князья, сыновья равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, были не по годам мудры, опытны в управлении уделами, которые отец вручил им. Они были также опытными военачальниками, чей талант проявлялся также в государственной и общественной деятельности. Богом данные способности святые братья отдали на волю Божию, проявили чрезвычайное смирение Богу, поступили буквально по-евангельски. Они проявили свою любовь к ближнему, коим являлся их убийца, которого они хорошо знали и предполагали, что он совершит это злодеяние, – сводный брат их Святополк, которого усыновил святой равноапостольный князь Владимир. Святополк возжелал большего: кроме благ, которые бывают у сына главы государства, он захотел самой власти – стать на место своего отца, занять Киевский престол, хотя это ему и не полагалось. Чтобы достичь этого, он не остановился даже перед убийством своих братьев. Но они поступили по-евангельски, проявив человеческую любовь к Богу и ближнему, и не стали сопротивляться убийству, которое совершил их брат. Они всегда помнили евангельские слова, сказанные Самим Христом: нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя (Ин., 15,13). Они совершили подвиг страстотерпчества.

Не так много угодников Божиих именуются Церковью страстотерпцами. Это те святые, которые в отношении себя допустили несправедливые деяния, и даже саму смерть. В данном случаем, это деяние было незаконным – ни по Божьим, ни даже по человеческим законам.

Святополк физически не был сильнее своих братьев. Борис и Глеб были опытными, мужественными военачальниками, способными противостоять всякому врагу, но здесь проявили себя как агнцы Божии. Они добровольно пошли на смерть, чтобы преодолеть дальнейшее насилие, братоубийство, чтобы на Святой Руси воцарился мир и благоденствие.

Подвиг страстотерпчества может быть непонятен нам с точки зрения человеческой логики: невозможно представить, чтобы мы не противостояли злу, идущему на нас. Этот подвиг непостижим для нас, потому что для его понимания необходимо особое состояние духа и души человеческой, требуется чрезвычайная любовь к Богу и ближнему, требуется такое мужество, которое способно не противостоять злу, направленному лично на нас.

Как часто, дорогие мои, каждый из нас гневается. Этот гнев бывает даже не по каким-то серьезным для нас поводам, но просто так – по незначительным причинам, а то и без них, мы десятки раз в день гневаемся. А святые братья Борис и Глеб приняли внешний гнев как Божие благословение, проявив абсолютную любовь к своему брату. Это необъяснимо, с нашей точки зрения. Но сила и правда Божия для многих представляется юродством. Божья правда часто не совпадает с нашей человеческой правдой. И то, что мы считаем правдой в своей личной жизни, не всегда является правдой Божией. А правда Господа нашего Иисуса Христа отражена в Божественном откровении, которое заключено в Четвероевангелии и Посланиях Апостольских, в том благословении, которое дали нам святые отцы. Вот, где Божья правда. Вот, где ответы на наши многочисленные вопросы. Но чтобы понять Божию правду, нужно стремиться по правде строить нашу жизнь, и отношения с другими людьми выстраивать также на фундаменте правды.

Подвиг святых Бориса и Глеба учит нас тому, чтобы мы всегда поступали по правде Божией. А суть правды Божией состоит в любви к Богу и ближним.

Обращая внимание на образ святых угодников Божиих, которые с момента их убиения в 1015 году обратил на себя внимание простого народа. Почитание князей-страстотерпцев Бориса и Глеба началось почти сразу после их подвига. И всегда народ наш просил о помощи этих великих угодников Божиих, и мы знаем исторические случаи, связанные с победами нашего народа. О победе их сродника святого благоверного князя Александра Невского. Перед самой битвой князь непрестанно молился, ночами и днями просил Бога о помощи в преодолении превосходящего по силам противника. И спасли его святые сродники, которые явились на озере плывущими на лодке. Увидев своих сродников плывущих на лодке и благословляющих его, благоверный князь Александр Невский понял, что есть Божие благословение на битву, что он не своими, а Божьими силами, победит в этой битве.

Пусть каждый из нас ищет Божиих знаков в этой жизни, ищет заступничество Божие, понимая, что не нашими, а только Божьими силами мы можем преодолеть все невзгоды, неприятности и обиды.

И главное, чему мы должны научиться у святых угодников Божиих – не отвечать злом на зло. А это возможно только с помощью Божией. И пусть эти великие угодники Божии помогают каждому из нас в нашей личной жизни выстраивать наши взаимоотношения с людьми через неприятие зла. Если мы научимся не воздавать злом за зло, а всегда отвечать добром, то постигнем величайшее таинство любви Бога к нам. Тогда мы сможем постичь главные смыслы, которыми должны быть наполнены все человеческие отношения, и такое важное понятие в нашей жизни – любовь друг к другу. В этом понимании очень помогут святые угодники Божии благоверные князья Борис и Глеб. Если мы все это усвоим, если мы научимся не воздавать злом за зло, то мы научимся и подлинному мужеству, героизму, которым прославились эти угодники Божии. Да, не только мы, но и окружающие нас люди, видя наш человеческий подвиг, направленный ко Христу, научатся любить ближних. А если через нас и иные научатся, то все наше общество в целом, и вся страны наша усвоит, что значит любить ближних. А если это будет так, то непобедима будет наша общность. Никакие враги, внешние, внутренние и духовные, не способны будут действовать на нас, потому что в нас сама сила Божия, та любовь, которая побеждает, с которой никто не сможет нас разлучить, потому что эта любовь есть Сам Господь наш Иисус Христос, к Которому мы должны стремиться и подражать Его Божественной любви, как подражали святые Борис и Глеб, память которых мы сегодня чтим. Их молитвами пусть Господь защитит семьи наши, Отечество наше и каждого из нас.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти святых князей Бориса и Глеба