Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю перед Рождеством Христовым,святых отец

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю перед Рождеством Христовым,святых отец

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю перед Рождеством Христовым, святых отец

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 5 января 2020 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Воскресение перед Рождеством Христовым Церковь именует Неделей святых отец, вспоминая всех родственников Господа нашего Иисуса Христа, рожденных по плоти, – от Адама до Иисуса Христа. Это не значит, что слышанные нами в сегодняшнем Евангелии (Мф. 1, 1-25) имена содержат всю полноту родословия Господа нашего по плоти. Были и иные родственники. И мы с вами обратили внимание, что это родословие было представлено по мужской линии. Ясно следующее: через евангелистов мы узнаем о том, что воплощение Бога не было призрачным. Оно было реальным и содержало в себе историю судеб людей, которые стали родственниками Богочеловеку Иисусу Христу.

Бог не использовал человека как некую одежду. Бог стал человеком. Он воспринял все в человеке, кроме греха, все человеческое естество: и ум, и душу, и все, что образует это человеческое естество, кроме греха. Личность Бога соединила в Себе Божественное и человеческое.

Об этом человеческом мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея. Среди людей, о которых мы слышали, были не только праведники, но и люди согрешавшие. Но никто из них не был никогда противником Богу. Кто-то из становился святым человеком, а кто-то не смог справиться с грехом, но каждый из них с грехом боролся. В эту человеческую реальность, а не в какую-то выдуманную, и пришел Бог на землю. Он воспринял греховное человеческое естество, и в самый момент восприятия освятил Своим Божеством, соединив человеческое и Божественное неразлучно и нераздельно, но в то же время, как нас учат святые отцы IV Вселенского Собора, и не слитно. Бог не может слиться с человеческой природой настолько , чтобы поглотить ее. Тварное и нетварное не соединяется. Однако же природа человека предназначалась к единению с Божественной природой, именно поэтому, как говорят древние святые отцы, она и была создана по образу и подобию Божию.

Сошествие в мир Бога, Божественного Логоса, Второй Ипостаси, Сына Божьего было не случайно, а спланировано Богом как искупительная жертва, как возможность единения с Богом созданного Им человечества. И это единение происходит в Господе нашем Иисусе Христе, Который явился в обычном человеческом роде, но эта обычность содержит в себе и необычный элемент. Неслучайно в этой родословной возникла Личность Божией Матери, Которая была предуготована к принятию Божественного Логоса. Кровь от крови, плоть от плоти людей, о которых мы слышали, но Она могла вместить в Себя всю Божественную благодать и даже Самого Бога.

Очень важно, дорогие мои, как об это говорит нам Евангелие, какое родословие предшествует этим великим событиям. И очень важно, какое генеалогическое древо у нас с вами, много ли на этом древе добрых плодов. Мы с вами знаем историю о бесплодной смоковнице, которая засохла воле Божией как древо, бесполезное в своем существовании. Дорогие мои, очень важно, чтобы в наших семьях были добрые духовные плоды, чтобы в наших семьях были герои своего времени. Чтобы было то, что благословляет Господь. Как важно, чтобы и предшествующие нам с вами поколения людей, но, прежде всего, мы сами являли собой пример добрый, чтобы мы духовно плодоносили, чтобы последующее поколение могло радоваться тому, что мы были в истории рода. Именно поэтому так важно, чтобы мы придерживались добродетельной жизни, чтобы наша духовная жизнь была залогом для духовного плодоношения последующих поколений нашего рода.

Покаяние, частое причащение Святых Христовых Тайн, добродетельная жизнь, исполнение заповедей, молитва за семьи наши – вот наша обязанность.

Конечно же, не может произойти такого великого чуда, как уже произошло в родословии Иисуса Христа. Но этого и не требуется, ведь Бог – сотелесник нам. Он уже есть в нашем генеалогическом древе. И ничего не нужно сверхъестественного, помимо того, что уже дает нам Святая Церковь в виде приобщения к духовной жизни, через вхождения в эту Божественную жизнь через Таинство Крещения, через очищение своей совести в Таинстве Покаяния, через Причастие Тела и Крови Христовых. Ничего больше не требуется, помимо того, что Бог, Глава Церкви, дает нам. Поэтому, дорогие мои, воспользуемся той Божественной реальностью, которая есть в нашей жизни – Его присутствие здесь и сейчас.

Пусть Господь будет для нас той реальностью, через которую мы приобщаемся Божественных событий! Пусть грядущее празднование Рождества Христова станет ликованием не только для нас, верующих, приходящих в храмы Божии, но и для тех, кто уже отошел в мир иной, кто молит нас в вечной жизни о том, чтобы мы были рядом с Богом, чтобы мы своими молитвами, своим дерзновением перед Богом спасали близких и сродников, всех людей, которые умерли без покаяния, кто так нуждается в нашей молитве, в нашей духовной помощи. Кто радуется, когда мы приближаемся к Богу, кто огорчается, когда мы удаляемся от Него нашими грехами.

Пусть наши сегодняшние молитвы, наша духовная радость сопутствуют нам при осмыслении этого величайшего события – пришествия в мир Бога и Спасителя. Пусть ликования Церкви, радость праздника Рождества Христова сопровождает всегда нашу жизнь словами “С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!” (Ис. 8, 9—10. 12—14. 17—18; 9, 2. 6).

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю перед Рождеством Христовым,святых отец