Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Храм Трех Святителей, г. Велиж, 12 февраля 2020 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня – память трех Вселенских учителей и святителей: святителя Василия Великого, святителя Григория Богослова, святителя Иоанна Златоустого – этих прославленных Святой Церковью архиереев IV века. Каждый из них нес послушание Богу на своем месте. Василий Великий служил в Каппадокии, будучи архиепископом, другом святителя Григория Богослова, который в свою очередь был предстоятелем Константинопольской кафедры. Святитель Иоанн Златоуст чуть позднее также занимал Константинопольскую кафедру. Но все они фактически современники друг другу. Святитель Василий и святитель Григорий были друзьями с детства. Святитель Иоанн Златоуст жил немного позднее, чем эти два угодника Божиих, но Церковь прославляет их вместе, поскольку вклад этих трех людей в учение и дела Церкви, в проповедь Божию настолько значим и велик, что именно этих трех священнослужителей Святая Церковь называет учителями и богословами.

Они в своих творениях, в своей проповеди, своих богословских сочинениях обращали внимание на такое чрезвычайно важное в нашей жизни явление, как учительство.

Если в традиционном смысле это слово понимается, как способность передавать накопленные знания, применяя методы воспитания, то учительство духовное предполагает нечто более совершенное. Это не просто передача накопленных знаний, тех или иных научных теорий. Учительство духовное – это свидетельство о Боге, присутствующем в мире. Это изложение Божественного откровения, которое Господь оставил человечеству.
Учительство церковное и духовное – это проповедь о действии Бога в мире, это проповедь о человеке, о том человеке, высокое назначение которому дал Бог, это свидетельство об ответственности человека перед другими людьми и миром.

Помимо обычных воспитательных методов, которые применяются в классическом учительстве, учительство духовное предполагает воспитание духовное, более совершенное. Главным ориентиром и ценностью такого воспитания является сама личность Бога.

Обратите внимание, особенно те из вас, кто связан с учительством, как важно, чтобы с самых ранних лет человек получил незыблемые ориентиры своей жизни. И как важно, чтобы эти ориентиры оставались в его жизни навсегда, ведь падение тех или иных ценностей в глазах человека – это катастрофа для человека.

Подлинно духовное воспитание является единственно верным и незыблемым, тем, что зиждется на основе учения о Боге, подлинного учения о человеке, его ответственности, не только перед Богом, но и перед обществом.

Всякий учитель светской школы должен непременно стремиться к тому, чтобы постигать азы духовного учительства. Плох тот учитель, в основе мировоззрения которого находятся ложные ценности, ложный нравственный выбор. Как много зависит в будущем и настоящем нашей страны от подлинных знаний, которыми должны владеть наши учителя, как много зависит в настоящем и будущем от того, что в умы и сердца нашего подрастающего поколения всевают наши учителя. И если в сердце учителя пустота или же разгул страстей, мы можем себе представить, что этот учитель может передать своему ученику. Если мы думаем, что учитель всего лишь должен передать знания, которыми владеет, мы ошибаемся. Компьютер сейчас это делает намного эффективнее, чем человек, и не требуется никакого учительства как передачи знаний. Компьютер знает намного больше всех нас, вместе взятых. Но никакой компьютер не способен воспитывать, передавать систему духовных знаний, ценностные ориентиры. Это может делать только человек. Но если в сердце учителя нет духовных ценностей, то мы получаем то, что видим сейчас в окружающей жизни.

Бездуховность захватывает родителей, которые порой и не думают ни о какой духовности, так как просто выживают в современном мире, стараясь приобретать материальные блага для детей и самих себя. Но учителя, которые вынуждены думать о материальном, все же имеют иное предназначение.

Наши великие учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст не только на словах, но и своим личным примером явили образ подлинного учительства.

Образ жизни учителя, атмосфера, в которой он пребывает, его быт – важная воспитательная составляющая для окружающих людей. Если неполадки и раздор в семье учителя, если присутствует его безнравственное поведение, то это горе для учеников и окружающих людей. Именно поэтому святой апостол Иаков учит нас: не многие делайтесь учителями, ведь все мы грешные, а учителю придется ответить и за слова свои, и за дела свои. Поэтому так ответственно учительство в нашей жизни.

Духовное учительство – неотъемлемая часть пастырской жизни, священнического служения. Если архиерей, священник, диакон не являют людям пример праведной жизни, если их слова не содержат Божественной истины, если эти учителя не способны изложить Божественное слово окружающим людям – горе таким учителям. Такой учитель не являет должный пример для окружающих людей и не исполняет надлежащим образом свои обязанности.

Поэтому так важно каждому из нас, особенно, людям старшего поколения, которые призваны к тому, чтобы быть учителями для своих детей, внуков, для окружающих, для которых пока еще (слава Богу!) люди старшего поколения в нашем обществе все-таки являют собой авторитет светский, и дай Бог, чтобы и авторитет духовный, для всех этих людей старшего поколения очень важно быть глубоко нравственными. Стремиться к добру, стремиться к тому, чтобы изъяны личной жизни не стали поводом для общественных соблазнов, для того, чтобы не только семья, но и окружающие люди видели в нас пример для подражания.

Каждый христианин тоже призван к этому учительству. В храме мы, священнослужители, заняты совершением богослужения, миряне стоят и молча молятся. Но не это создает образ верующего человека в светском атеистическом мире, а то, как мы ведем себя вне стен храма.

Очень важно, какая атмосфера, какие ценности окружают нас в личной внехрамовой жизни. И если наше христианство существует только в храме, а за его пределами мы не являем христианскую жизнь, значит, — грош нам цена. Значит, мы только обманываемся, называя себя христианами, но не являемся таковыми в жизни.

Дорогие мои, будем обращаться к образам великих угодников Божиих, оставивших огромное духовное наследие, которое Святая Церковь с IV века чрезвычайно берегла, передавала из века в век, чтобы мы, жители XXI века, могли почерпнуть из этого благодатного источника разум истины, благодатную Божественную силу.

Современные средства связи, информации позволяют нам легко это делать. Сейчас трудно представить взрослого человека, который не владеет теми или иными гаджетами. Еще лет 10 назад вы бы не поняли этого слова, но сейчас все очень хорошо знают, и даже иногда, как это видно со стороны, некоторые из нас гаджетами заменяют время молитвы. Вместо того, чтобы перекреститься и помолиться, они считают необходимым снимать на телефон совершение богослужения, выполняя роль журналиста, но никак не верующего человека, пришедшего в храм для молитвы.

Все это свидетельство того, что современные технологии захватывают наше личное пространство, в том числе пространство духовное. Теперь не мыслим себя без этих электронных средств, снимая себя ежедневно и выкладывая картинки своей личной жизни в социальные сети, думая, что это очень хорошо.

Но если бы мы воспользовались электронными средствами, чтобы почерпнуть духовную информацию, которая волей-неволей попала в интернет, в том числе творения этих великих угодников Божиих, если бы мы использовали эти средства в благих целях, тогда бы мы с вами духовно обогащались.

Дорогие мои, будем духовно разумно относиться к окружающей нас жизни. Будем использовать современные технологии только в целях, которые служат нам на благо, которые приближают нас к Богу, делают нас духовно богаче. Главное назначение всякого учительства, в том числе и светского, – сделать человека духовно богаче. И если эта цель не достигнута, учительство бесполезно. Будем же обращаться к нашим верным духовным ориентирам, прежде всего, к самому Богу, Который являет нам Божественное откровение, Святое Евангелие. Будем обращаться к наследию апостольскому. Будем принуждать себя хотя бы иногда читать великие творения святителя Василия Великого, святителя Григория Богослова и святителя Иоанна Златоуста. И пусть их творения, их мысли, а не какие-то иные, ложные ориентиры, ведут нас в Царство Небесное, к самому Богу. Если мы будем идти по этим ориентирам, то мы точно не зря проживем эту жизнь. Мы точно сможем почерпнуть ту духовную радость, ту великую пользу, которую предлагают нам эти великие учители и святители Вселенские, призывая нас следовать только за Богом, только за Евангелием, только за теми, кто любит Бога, прощая и благословляя тех, кто к Богу равнодушен.

И пусть эти великие угодники Божии помогают нам в нашей духовной жизни, в нашей повседневной жизни, молясь за нас, за Отечество наше, за Смоленскую землю, за этот древний прославленный Велижский край, в котором с давних времен стоит великолепный храм в честь Трех святителей, память которых мы сегодня с вами отмечаем. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста