Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 2-ю Великого поста
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 2-ю Великого поста
Храм в честь иконы Божией Матери “Державная”, д. Гусино, 15 марта 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы только что слышали Евангельское повествование от Марка, как Господь, Который часто посещал город Капернаум (и он в этой связи называется Его городом), на этот раз придя в город, исцелял многих больных. И как мы слышали, четыре человека, которые очень хотели, чтобы их друг получил от Бога исцеление, поступили таким образом: чтобы наверняка этот больной человек был перед очами Божиими, они в крыше дома где находился Спаситель проделали дыру и спустили туда на веревках этого больного своего друг друга. Видя усердие их, видя веру в то, что Он способен исцелить и видя, что никто иной уже не может помочь этому человеку (и так же думали эти четыре человека, которые истратили все возможные средства на то, чтобы исцелел этот неисцелимо больной человек), видя и желание самого больного, Господь исцеляет этого человека.
Но враг рода человеческого не дремлет, он всевает в наши сердца и умы хульные мысли. Эти хульные мысли посещали тех фарисеев, которые присутствовали при этом событии, они думали в себе: как это, человек в субботу исцеляет другого человека, почему он нарушает закон? Но Господь, видя и зная их размышления, упреждает их Своим Божественным словом. Он говорит им, мы это только что слышали в Евангелии от Марка: что удобнее сказать человеку – исцелись или что будут прощены твои грехи… Но поскольку не человек, а Господь исцеляет человека, то Он говорит: встань, возьми одр твой и иди, – тем самым убеждая окружающих людей, что не силой человеческой, но силой Божией совершаются исцеления.
Мы с вами сколько врачей ни исходили в своей жизни, сколько средств ни приложили к тому, чтобы быть здоровыми, но без Божией помощи, без Его Божественной благодати невозможно наше здоровье. Особенно – здоровье духовное. Поскольку здоровьем телесным мы вообще пренебрегаем и все делаем к тому, чтобы у нас не было этого здоровья, намеренно и осознанно, то хотя бы духовное здоровье должно беспокоить нас. А благодаря этому духовному здоровью достигается и здоровье телесное, ведь от образа жизни нашего, от нашего ответственного отношения к своим поступкам, от того, боремся ли мы со страстями своими, вредными привычками, зависит и наше телесное здоровье.
Но в данном случае для нас важнее здоровье духовное, ведь от него зависит – сможем ли мы стать достойными Царствия Божия или нет. Если телесное здоровье мы иногда теряем не по нашей воле, а по воле каких-то иных людей или обстоятельств, или может быть, в силу нашего человеческого подвига (ведь в силу подвига мы можем и жизнь саму потерять, но тем самым мы исполним заповедь Христову), то здоровье духовное является для нас с вами главным. Но оно достигается только через вхождение в нашу человеческую природу Божественной благодати. Никакие иные средства и манипуляции, привлечение никаких иных сил, в том числе сил бесовских, которыми часто “балуются” люди (им кажется, что это баловство…), ходя к разным гадалкам и шаманам и прочим лицам, действующим вопреки воле Божией, – всякое духовное исцеление возможно только через наше приобщение к благодати Божией.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, память которого мы совершаем жил в XIV веке, он современник преподобного Сергия, игумена Радонежского, будучи подвижником благочестия, настоящим монахом, богословом, уточнил и сформулировал правильное православное учение о действии на нас благодати Святого Духа. Опровергая ересь Варлаама, который говорил о том, что Фаворский свет и свет Божией благодати – это естественное природное явление, святитель Григорий Палама опроверг его богословски, обличил его и предложил всей Вселенской Церкви православное учение о благодати Божией. одним из главных пунктов этого учения является то, что благодать Божия, по слову Божию, не входит в злохудожную душу. Только в душу, способную принять Божию благодать, входит Господь. А это бывает только тогда, дорогие мои, когда мы очищаем пространство нашей души и нашего сердца от тех грехов и страстей, которые коренятся в них. Когда мы освобождаем это место для Бога, когда мы свое личное “я”, которое так много занимает места в нашем личном пространстве, выкидываем, как об этом говорит священномученик Вениамин (Федченков), за пространство нашей души, когда Бог начинает занимать главное место в нашей жизни, когда мы поверяем наши мысли, чувства и поступки с волей Божией – это очень трудно, почти невыносимо, потому что мы каждую секунду думаем о себе любимых, – когда мы прилагаем эти подвиги, то Господь содействует нам Своей Божией благодатью. Он укрепляет нас, помогает нам нести наш жизненный крест, взойти на нашу личную Голгофу, распять себя с нашими страстями и похотями, выполнить свой человеческий долг перед Богом и окружающими людьми. Но все это возможно, если мы прилагаем покаяние.
Дорогие мои, дни Великого поста – это лучшее время для того, чтобы мы предприняли эти решительные шаги покаяния, сменили свой образ жизни, перестали делать дела зла. Это время, когда мы можем сделать так, чтобы в нашем сердце воцарилась любовь к Богу и ближним, чтобы изменить греховные наклонности, те страсти, которые мы лелеем, как самые любимые существа, более любимые, чем даже самые близкие нам люди. Когда мы боремся с собою, когда мы выполняем заповеди Божии, тогда наступает покаяние. И Господь укрепляет наше покаяние, умывая нас слезами благодати Божией, помогает нам, воодушевляет нас и дает нам радость.
Часто говорят, что мы не хотим быть православными, потому что православные такие скучные на лица, такие безрадостные, такие невеселые… Мы с вами, дорогие мои, должны являть пример нашей искренней духовной радости. А чтобы на наших лицах была духовная радость, мы не должны продолжать наше греховную жизнь, мы должны искать воодушевление, и радость, и свет только у Бога. Если мы будем опираться во всем на Бога, нас будет пронизывать Божия благодать, которая так близко к нашему сердцу, всего лишь сделать решительный шаг – не грешить.
Дорогие мои, постараемся принести за время поста наше искреннее покаяние перед Богом, и тогда Господь, может быть, даст нам Свою нетленную радость, и опираясь на эту радость мы и Пасху встретим весело, и будем жить не скучать и преодолевать любые невзгоды, которые на нас находят, опираясь на эту Божественную радость. Ведь с нами Бог! Ведь Он искупил нас Своею честною кровию! Ведь каждый из нас достоин того, чтобы войти в Царствие Небесное… И пусть это наше достоинство будет нашей величайшей радостью, ведь Господь любит каждого из нас. Он ждет от нас дел добра, Он ждет от нас покаяния и изменения нашего образа жизни.
Дорогие мои, не только находясь в храме во время богослужения и истово накладывая на себя крестное знамение и показывая всем, какой я благочестивый, но и по выходе из храма, в нашей обыденной жизни давайте все вместе будем являть собою пример благочестия, благоговения перед Богом, любви к ближним. Если мы решимся на это, мы тут же почувствуем, как в наше сердце войдет благодать Божия. В этом нас убеждает и святитель Григорий Палама, память которого мы отмечаем сегодня, и все угодники Божии, Смоленские чудотворцы, все новомученики и исповедники Церкви Русской, все, кто воодушевился явлением Державной иконы Божией Матери сегодня, 1 марта по старому стилю. Она же дала знамение нам, что не оставит нас, даже если земные власти нас предают, даже если люди отступают от веры в Бога и попирают Церковь, Божия Матерь, как наша заступница нас никогда не оставит. Дорогие мои, будем молиться искренне Божией Матери, нашей Небесной Заступнице, святым угодникам Божиим, и будем мужественно совершать наш человеческий, наш гражданский подвиг, и тогда Господь, видя наше усердие, даст нам все необходимое для нашего спасения и даже для нашей земной жизни, укрепит и благословит наши семьи, сделает крепким наше Отечество, лишь бы мы любили Бога. Не случайно святые отцы произнесли этот величайший призыв, который заключается в простых словах: “Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!” Аминь.