Слово митрополита Исидора в Троицкую родительскую субботу
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Троицкую родительскую субботу
Крестовый храм в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, г. Смоленск, 7 июня 2020 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!
Всечестные отцы, монашествующие, дорогие братья и сестры!
Сегодня Вселенская Троицкая родительская суббота накануне празднования дня Святой Троицы, дня святой Пятидесятницы, знаменующей собой утверждение Новозаветной Церкви Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Конечно же, все мы призваны Пастыреначальником Христом к тому, чтобы прийти в храмы Божии и помолиться об усопших сродниках наших, о всех православных христианах, членах Церкви, ушедших из сей временной жизни на суд Божий, в жизнь вечную. Однако опасность быть причиной заражения других людей вирусной инфекцией в общественных местах препятствует нашему соборному молению, но не нашему духовному общению, не молитве нашей за живущих, особенно за врачей и специалистов-медиков, создающих для всех нас спасительную вакцину, а также за всех заболевших и находящихся в больницах и ждущих от нас сердечной молитвенной поддержки.
Мы призваны вознести наши молитвы за всех усопших и не только родных, близких, знакомых, но и за неизвестных нам людей, но так близко отстоящих от нас в том духовном мире и ждущих оставления грехов и прощения от Бога нашими дерзновенными церковными молитвами.
Почему Бог не прощает нераскаянные грехи всех умерших людей, спросите вы, не задумываясь. Кто может утверждать в отношении безмерно любящего и совершенно милосердного Отца, что Он не прощает грехи кающегося дитя, особенно, если братья и сестры того провинившегося искренне просят Своего Отца о помиловании. Так бывает в больших семьях. Так бывает и в большой христианской семье, которая называется Церковью. Но иногда, а может быть и чаще, бывает, что проказник в семье не чувствует вины, не желает исправляться, испытывает неприязнь к собратьям, к родителям, желает отделиться от семьи. Что тогда? Уместны ли просьбы о помиловании? Не будет ли любовь попрана ненавистью? Многие вопросы остаются неразрешимыми, если нет любви.
Во время Божественной Литургии в храме все участники богослужения призваны возносить молитвы не только о себе, а также о здравствующих родных и близких, но и о умерших сродниках, собратьях-христианах. Вот как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: “Не напрасно мы совершаем при Божественных таинствах поминовение об умерших и ходатайствуем за них, умоляя предлежащего Агнца, вземшего грехи мира, но для того, чтобы им было от того некоторое утешение…”. А вот как святитель Феофан Затворник написал: “Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об умерших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным”.
В чем связь между Богом и всеми нами? Об этом ясно сказал святой апостол Павел в послании к Коринфянам: “…Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… И вы — тело Христово, а порознь члены” (1 Кор 12, 12-14, 27).Так что не будем забывать, дорогие братья и сестры, что наши молитвы, церковные общественные и частные домашние, одинаково полезны как для нас, живых чад Церкви, так и для усопших сродников наших, перешедших в иной живой мир, в вечную жизнь. Ведь у Бога все живы.
Аминь.