Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти пророка Илии

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти пророка Илии

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти пророка Илии

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 2 августа 2020 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, удивлялся народ благодати, исходящей из уст Господа нашего Иисуса Христа. Но более всего в слышанной нами Евангельской истории (Мф., 14: 14-22) народ удивился, когда несколькими хлебами и рыбами Господь насытил более пять тысяч человек.

Мыс вами обратили внимание на слова Господа к Его ученикам, не знавшим, как накормить такое большое количество народа. В этих словах – суть всякого милосердия. “Отдайте им все, что у вас есть”, – сказал Господь.
Ученики не понимали, как это можно сделать: отдать все, чтобы накормить пять тысяч человек, притом, что у самих учеников почти ничего нет. Но Господь прилагает Свою Божественную благодать – и происходит чудо. Ученики, у которых было лишь несколько рыбок и немного хлеба, продолжают вынимать из корзин столько рыб и хлеба, сколько нужно для всех собравшихся там людей.

Ученики не понимали сути этого чуда, так же, как и мы с вами никогда не сможем понять, каким образом происходит Божье чудо. Ибо это неподвластно нашему ограниченному тварному уму. Но Господь в этих чудесах, в этих как будто бы бытовых вещах указывает нам на суть духовной жизни. Она заключается в том, чтобы полностью отдаться руки Божии.

Ученики не понимали, что им делать в этих обстоятельствах, и Господь указал им простыми словами – все отдать, то есть, вручить себя воле Божией, а Господь сделает все необходимое.

Лучшим проявлением нашего вручения себя в руки Божии является наша молитва.

Яркое этому подтверждение – жизнь пророка Илии, память которого мы сегодня празднуем, величайшего угодника Божьего Сегодня, жившего за девять столетий до Рождества Христова. Пророк Илия с детства был посвящен искренней горячей молитве в пустыне. И подобно Иоанну Крестителю, который жил намного позднее, совершал такое же пустынное девственное служение. Эта молитва и ревность и были самой сутью пророка Божия Илии. И царь Ахав, и народ Израильский ясно это понимали. Но соблазны века того склонили народ к язычеству, так что люди стали поклоняться не истинному Богу, а языческим идолам. И как мы знаем с вами из 3-й и 4-й Книг Царств, пророк Божий Илия предложил царю создать два жертвенника: один языческому богу Ваалу, а другой – истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен”, – сказал пророк Илия. Второй жертвенник был сложен из камней и дров, обильно поливаемых водой. И когда языческие жрецы молились несколько дней, и у них ничего не получилось, тогда, по велению царя, молиться начал пророк Божий Илия. И не только дрова и те жертвы, которые лежали на обливаемых водой камнях, но и всю воду, поскольку пророк Илия повелел сделать большой ров, заполненный водой, – даже воду и камни Господь попалил Своей благодатью, и саму жертву. И весь народ во главе с царем покаялся в том, что поклонялся идолу. Вот что может молитва к Богу.

Молитва стала поводом и для того, чтобы Он пришел в Сарепту Сидонскую. Вдова, только что потерявшая сына, встретила странника. Не обычного странника – она понимала, что это человек Божий, поэтому она отложила свое горе, и в своей духовной нищете, которая проявлялась в безысходности и отсутствии всякого пропитания, эта женщина нашла горсть муки и несколько капель растительного масла. И для странника она испекла лепешку, хотя тот, кого она накормила, может быть, и не нуждался в еде, – по благословению Божьему, птицы приносили ему пищу. В благодарность за проявление милосердия вдовица получила вознаграждение – по молитве пророка Божия Илии воскрешен был умерший сын Сарептской вдовы. Вот что может молитва.

Дорогие мои, когда мы представляем, что наше пребывание в храме является возможностью лишь нашего личного спасения, то мы не понимаем, что наша соборная молитва в храме, наша домашняя молитва является силой, выше которой нет ничего на этом свете. Поэтому так важно, чтобы мы все время молились, чтобы мы просили Бога научить нас молитве.

Если кто-то из нас скажет: “я не умею молиться”, это будет лукавством по отношению к Богу. Каждый из нас может с искренностью и глубокой сердечностью взывать к Богу. Мы можем молиться теми словами, которые, как вопль, исходят из нашего сердца. Мы можем и должны молиться теми словами, которые освящены тысячелетним опытом молитв в Церкви. Молитвами святых угодников Божиих, которые мы повторяем каждое утро и каждый вечер. Молитвами, которые мы слышим в храмах Божиих. Молитвами, которые мы возносим в храмах Божиих, которые слышим в разных трудных жизненных обстоятельствах и тогда, когда наступает в нашей жизни радость. Мы с вами должны молиться. Молитва – это наша духовная пища, это кислород вечности, вдыхая который, мы приуготовляем себя к жизни вечной.

Глядя на вдовицу, которая подлинно понимала, что есть милосердие, и глядя на пророка Илию, который от Самого Бога пришел, чтобы склонить милость Божию к ее милосердию, мы также должны прилагать наши молитвы к тому, чтобы не только мы сами получали духовное просвещение, чтобы не только в наших сердцах воцарялся дух покаяния и смирения, но чтобы и те люди, которые сегодня находятся вне храма, чтоб наше Отечество по нашим скромным, но искренним молитвам утверждалось Самим Богом. Чтобы всякий человек по нашим смиренным, и, может быть, недостойным молитвам, и весь наш народ получал духовное просвещение и духовное водительство, в котором нуждаемся не только мы, но и всякий человек, который не знает Бога, но знаем нас с вами, православных христиан. И если мы не соответствуем высочайшему званию христианина – горе нам, значит, мы сеем соблазн для окружающих людей. Мы не являем собой образ Божий.

Пусть же искренняя горячая сердечная молитва не сходит с уст наших. Но прежде всего – пусть она не исчезает из сердца нашего. Пусть каждый из нас в искренней сердечной молитве Богу просит помощи и себе, и окружающим людям, и стране нашей, и всему миру, который так нуждается в помощи Божией, нуждается в нашем милосердии. Пусть кто-то из нас скажет – у меня нет больших денег, чтобы совершать дела милосердия, у меня нет больших средств, чтобы отдать это все нуждающимся людям. Но у нас с вами точно есть молитва – то мощное оружие, которое мы носим в сердце своем, и которым мы можем попирать всякое зло, находящее на нас и окружающий мир. Оружие, которым мы можем спасать себя и тысячи людей вокруг. И эти люди, глядя на наш образ жизни, на нашу любовь к ближним, будут удивляться, как удивлялся народ благодати Божией, исходящей из уст Христовых. Как удивлялся народ милосердию Господа, Который заботится не только о духовном, но и о телесном, кормя нас телесной пищей. В этом милосердии Божьем пусть усматривается тот промысел, который будет действовать через нас, когда мы искреннее и горячо, ежедневно и ежечасно будем возносить наши молитвы к Богу, а Господь будет отвечать нам Своим милосердием. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти пророка Илии