Слово митрополита Исидора в Неделю 11-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 11-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 23 августа 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие отцы, братья и сестры!
В притче, которую излагает Господь, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии (Мф., 18: 23-35), очень богатый человек простил долг десять тысяч талантов. Но прощенный им должник, в свою очередь, подсчитывая собственные доходы-расходы, набросился на своего должника, который был должен ему всего лишь сто динариев. Эти суммы несопоставимы – десять тысяч талантов и сто динариев. Но он добился того, чтобы этого “малого” должника посадили в темницу. И тогда, как мы с вами слышали, друзья меньшего должника пошли к великому господину и сообщили ему, что должник этого великого господина не простил другому человеку значительно меньший долг. И мы слышали, как поступил великий господин с тем ранее прощенным им должником…
Нам с вами эта история кажется несопоставимой с нашей мирской жизнью. Но это одна из притч, а притчи не о нашей с вами жизни, а о жизни Божией. В “великом господине” мы легко узнаем Бога, великого Судию, Которому все мы так много должны. Не потому что мы брали у Него в долг, а потому что мы являемся носителями жизни, источник которой – Сам Бог. В силу нашей испорченной человеческой природы мы с вами часто ежедневно согрешаем, тем самым попираем эту жизнь, пресекаем ее своими мыслями, чувствами, поступками. И только милосердие Великого Господина оставляет нас с вами в живых. Потому что мы все достойны погибнуть прямо здесь и сейчас в силу наших бесконечных долгов. Но Бог по природе Своей милосерд, Он по природе Своей любящий Отец, Который прощает нас. Прощает не по справедливости – если бы Бог был справедлив, то наказал бы нас немедленно. Но Он не по справедливости, а по бесконечному милосердию Своему прощает нам грехи наши.
А в этом должнике мы легко узнаем самих себя. Так бывает и в жизни нашей – когда мы Богу должны бесконечно, но выйдя из храма, получив от Бога ту или иную милость, мы не по-человечески относимся к окружающим нас людям. И люди, которых мы считаем должниками, не получают от нас такого милосердия, которое мы получаем от Бога. В этом суть притчи. В этом обличение нас с вами. Это обличение состоит в том, что не только мы с вами, простые люди, не имеющие никаких средств, но и богатые люди, располагающие средствами, не верят в Бога, потому что для них богом является богатство. И никакой справедливости в окружающем мире невозможно найти. На самом деле главными благотворителями в нашей мирской жизни являются как раз самые простые люди. Порой богатые мира сего, власти наши, и особенно, люди, плохо относящиеся к Церкви, спрашивают: “Откуда же у вас это золочение на иконостасах, откуда у вас такие блестящие предметы, которые, как будто бы, указывают на особое богатство?”. И священнослужители всегда отвечают: “Это не то, что дают нам богатые. Это то, что Богу и Святой Церкви дают самые простые люди, которые легче расстаются со своими средствами, чем те, у кого их так много, что они и малой доли не способны пожертвовать”.
В этом парадокс нашего мнимого богатства, парадокс жизни простых людей, которые способны поделиться даже самым последним.
Что касается нашей духовной жизни, то она полна противоречий. Мы не прощаем наших соседей, которые доставляют нам какие-то мелкие неприятности, не прощаем наших детей, злимся на родителей, негодуем на сослуживцев и начальников. Сотни, а может быть, и тысячи людей в нашей жизни – те, которым мы не прощаем. А на что же мы можем надеяться в жизни вечной? Как же мы можем молить Бога о прощении наших грехов, если мы не желаем прощать согрешения окружающих нас людей? Когда мы готовимся ко Святому Причащению, перед самым началом молитв, после Канона ко святому Причащению, читаем такие слова “Прежде Причастия примирися с теми, кто тебя опечалил”. Необычные слова! Как это я должен примириться с теми, кто меня опечалил? Это же они меня опечалили! Это же несправедливо по отношению ко мне, несчастному, так нуждающемуся в защите и помощи! Вот этот внутренний горделивый останавливает нас перед тем, чтобы искренне сердечно попросить прощения у окружающих, особенно у тех, у кого у нас нет никаких сил и возможностей просить прощения, потому что они сделали нам так много зла – как же мы можем просить у них прощения? Это неправильно – говорит наш внутренний голос. А Господь говорит иное. Он говорит вопреки нашей греховной логике: если мы хотим получить прощение от Бога, значит, мы должны примиряться с теми, кто нам сделал зло.
Но есть одно условие: во-первых, мы должны попросить это прощение из глубины нашего сердца. Не формально, как мы, православные христиане, привыкли просить друг у друга прощение – просто произнеся эти слова, но в сердце своем оставив этот долг. Так вот, первое условие в том, чтобы мы из глубины сердца попросили прощение. Второе – чтобы мы простили каждого. Не того, кого бы нам хотелось простить, а каждого. В этом два главных условия того, что мы можем надеяться на милосердие Божие.
Нам не стоит просить прощения у Бога в наших домашних и церковных молитвах, если мы прежде не попросили прощения у окружающих нас людей. Поэтому, дорогие мои, будем с вами переступать через собственную горделивость, через свое “я”, препятствующее признанию нами наших ошибок, проявлению деятельной совершенной любви к окружающим людям.
Будем всегда искренне молиться Богу, вновь и вновь произнося молитву “Отче наш” “…И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим”. Аминь.