Обновления

Слово митрополита Исидора в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 28 августа 2020 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, когда мы с вами отмечаем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, мы взираем на вынесенную плащаницу, на которой изображена Божия Матерь, лежащая во гробе. И мысленно, нашими духовными очами, мы переносимся в те дни, во град Иерусалим, и видим несущих гроб святых апостолов. В этом гробу лежит Пречистая и Преблагословенная Матерь Божия. Но разве и унылы лица апостолов, несущих гроб? Нет. Потому что Пречистая Дева, воспринявшая в Свое чрево Господа нашего Иисуса Христа, Невместимого Бога, не может просто так умереть. И апостолы, укрепленные благодатью Святого Духа, в день Святой Пятидесятницы видели это. Поэтому их лица духовно сосредоточены. Они понимают, что для Царицы Небесной, для Которой Христос стал самой жизнью, по слову апостола Павла, Успение является приобретением.

Это не то явление смерти, которое мы, человеческий род, воспринимаем в нашей жизни, когда хороним родных, близких, дорогих нашему сердцу людей. Когда мы рыдаем у гроба, когда мы сетуем, что оставлены любимым нами человеком. Когда взываем к самим Небесам о несправедливости происходящего, думая, что смерть – это окончание бытия человека. Но в духовной жизни все происходит иным образом. Те из нас, кто в сердце своем носит веру в Бога, кто искренне, сердечно взывает к Царице Небесной, знают, что смерть – это лишь способ перехода в иную, вечную жизнь.

Для человека грешного, не заботящегося о своей жизни духовной, наделавшего много человеческих ошибок, принесшего много зла людям, смерть – это чрезвычайная трагедия, это свидетельство того, что человек больше не может продолжать свое нечестие, он вручает себя в руки чего-то неизвестного. Но для верующего человека, для которого нравственность является нормой жизни, для которого молитва к Богу и благодать Святого Духа были хлебом, укрепляющим его в духовной жизни и жизни телесной, – для такого человека даже сама смерть не является препятствием к единству с Богом.

Для такого человека смерть не есть трагедия, даже если это смерть близкого человека. Люди верующие, осознающие вечное бытие человека, не рыдают у гроба своего близкого. Они лишь грустят, если человек умер без покаяния, если он умер без должного приготовления к вечной жизни. Молитвы родственников и близких в этом случае должны сугубо произноситься из глубины сердца, чтобы Бог помиловал нераскаянного грешника, чтобы Он, услышав наши молитвы, изгладил те грехи, которые человек совершил в своей жизни.

Но может ли это относиться к Царице Небесной, плащаницу Которой мы видим посреди храма? Нет. Ведь Она – Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Опоздавший на Ее погребение апостол Фома подобно тому, как он не был на одном из явлений воскресшего Спасителя ученикам, увидел, как и иные апостолы, открывшие гроб, что Царицы Небесной нет в этом гробе.

С тех пор Святая Церковь осознает, что Господь спас не только душу Своей Матери, но и воскресил Ее тело. Не мог Сын терпеть того, чтобы Его Матерь лежала во гробе в истлении. Поэтому в новом теле, обойдя законы человеческого бытия, которые повелевают всем нам идти на Страшный суд, Царица Небесная пошла к Престолу Божьему. По слову Иоанна Златоуста, Она – первая, Кто воспринял Божественные благодати, и первая Подательница этих благодатей человеческому роду. Именно поэтому и Церковь Божия, и весь человеческий род к Ней, первой после Бога, возносит свои молитвы. Кому же нам, как не Матери, возносить сыновние и дочерние молитвы? У кого еще просить помощи и защиты в сложных жизненных обстоятельствах? Мы всегда это делаем, когда нам очень плохо. Мы просим Матерь нашу защитить нас, особенно, когда пребываем во младенчестве. Но это младенчество навсегда остается в нашей духовной жизни, поскольку мы грешные и неокрепшие, всегда взыскуем Ее Матернего предстательства, Ее небесного Покрова, Ее ходатайства перед Своим Сыном и заступничества на Страшном суде.
Сегодня, взирая на Пречистое тело Ее, мы понимаем, что Она душой с Богом.

В сегодняшний вечер (или в завтрашний) Святая Церковь по традиции совершит чин погребения, когда будет вынесена плащаница, будут прочитаны погребальные молитвы. Они – не об унынии, но о торжестве Божией правды, о силе любви Сына к Своей Пречистой Матери, о той любви, которую Божия Матерь проявляет к каждому из нас, нерадивому сыну или дочери.

И пусть каждый из нас считает Ее своей Матерью, поскольку нет большей матери, чем Она, Царица Небесная. Нет большей заступницы, чем Она, Преблагословенная Владычица, нет большего утешения для нашего сердца, чем Ее защита и помощь. Поэтому сегодня особенно, как и в последующие дни, мы всегда из глубины сердца должны повторять кондак Успения Пресвятой Богородицы: “В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную”. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник Успения Пресвятой Богородицы